Как правильно поднимать штангу стоя

Слово тревожный отмечается в словарях с 1771 года. Существует большое количество версий, растолковывающих происхождение этого термина. Создатель одной из них считает, что слово тревога свидетельствует трижды повторенный сигнал об опасности со стороны соперника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это личная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных обстановках, в том числе и в таких, каковые к этому не предрасполагают.

направляться отличать тревогу от тревожности. В случае если тревога — это эпизодические проявления тревоги, волнения ребенка, то тревожность есть устойчивым состоянием.

К примеру, случается, что ребенок нервничает перед выступлениями на празднике либо отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, время от времени в тех же обстановках он остается спокойным. Это — проявления тревоги. В случае если же состояние тревоги повторяется довольно часто и в самых различных обстановках (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то направляться сказать о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной обстановкой и проявляется практически в любое время. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. В то время, когда же человек опасается чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. К примеру, ужас темноты, ужас высоты, ужас замкнутого пространства.

К. Изард растолковывает различие терминов ужас и тревога так: тревога — это комбинация некоторых чувств, а ужас — только одна из них.

Ужас может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, согласно точки зрения А. И. Захарова, чаще всего проявляется ужас неожиданных звуков, ужас одиночества, ужас боли (и связанный с этим ужас медицинских работников). В 3-5 лет для детей свойственны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим делается ужас смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего опасаются быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и знают (А. И. Захаров).

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Но в случае если их довольно много, то возможно сказать о проявлениях тревожности в характере ребенка. Сейчас еще не выработано определенной точки зрения на обстоятельства происхождения тревожности. Но большая часть ученых уверен в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных обстоятельств кроется в нарушении детско-родительских взаимоотношений.

Авторы книги Эмоциональная устойчивость школьника Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова уверены в том, что тревожность начинается благодаря наличия у ребенка внутреннего конфликта, который возможно вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, или родителями и школой (детским садом). К примеру, родители не пускают ребенка в школу из-за нехорошего самочувствия, а преподаватель ставит двойку в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (значительно чаще завышенными). К примеру, родители много раз повторяют ребенку, что он обязательно должен быть отличником, не смогут и не желают согласиться с тем, что сын либо дочь получает в школе не только пятерки и не есть лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, каковые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. К примеру, воспитатель либо преподаватель говорят ребенку: Если ты поведаешь, кто не хорошо себя вел в мое отсутствие, я не скажу маме, что ты подрался.

Эксперты уверены в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а по окончании 12 лет — девочки. Наряду с этим девочки больше переживают по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени тревожат принуждение и наказание. Совершив какой-либо неблаговидный поступок, девочки переживают, что мама либо педагог не хорошо о них поразмыслят, а подружки откажутся играться с ними. В данной же ситуации мальчики, вероятнее, будут опасаться, что их накажут взрослые либо побьют сверстники.

Как отмечают авторы книги, через 6 недель по окончании начала учебного года у школьников в большинстве случаев увеличивается уровень тревожности, и они нуждаются в 7-10-дневном отдыхе. Тревожность ребенка сильно зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога либо родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где довольно часто появляются конфликты.

Интересен тот факт, что по окончании развода своих родителей, в то время, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не понижается, а, в большинстве случаев, резко возрастает. Психолог Е. Ю. Брель распознала и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Возможно, как раз исходя из этого в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье также не содействует внутреннему самообладанию ребенка. Существует вывод, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому возможно помогут как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях в течении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся беседы о выборе достойной школы, перспективного учителя. Озабоченность своих родителей передается и детям.

Помимо этого, родители нанимают ребенку бессчётных преподавателей, часами делают с ним задания. Еще слабый и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка время от времени не выдерживает, кроха начинает болеть, желание обучаться исчезает, а тревожность по поводу будущего обучения быстро возрастает. Тревожность возможно сопряжена с неврозом либо с другими психическими расстройствами. В этих обстоятельствах нужна помощь медицинских экспертов.

Портрет тревожного ребенка.

В группу детского сада (либо в класс) входит ребенок. Он напряженно всматривается во все, что находится около, неуверено, практически беззвучно здоровается и неудобно садится на краешек ближайшего стула. Думается, что он ожидает каких-либо проблем. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе много, и работать с ними не легче, а кроме того тяжелее, чем с другими категориями проблемных детей, по причине того, что и гиперактивные, и агрессивные дети неизменно на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои неприятности при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем время от времени они опасаются не самого события, а его предчувствия. Довольно часто они ожидают самого нехорошего. Дети чувствуют себя беззащитными, опасаются играться в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они весьма самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети в самом деле считаюм, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей свойственны и соматические неприятности: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. На протяжении проявления тревоги они довольно часто чувствуют сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как распознать тревожного ребенка.

Умелый воспитатель либо преподаватель, само собой разумеется, в первые же дни знакомства с детьми осознает, кто из них владеет повышенной тревожностью. Но перед тем как делать окончательные выводы, нужно понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в различные дни недели, на протяжении обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Чтобы выяснить ребенка, определить, чего же он опасается, возможно попросить своих родителей, воспитателей (либо преподавателей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят обстановку, окажут помощь проследить домашнюю историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят либо опровергнут ваше предположение.

П. Бейкер и М. Алворд рекомендуют присмотреться, свойственны ли для поведения ребенка следующие показатели.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, время от времени невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (к примеру, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Возможно высказать предположение, что ребенок тревожен, в случае если хотя бы один из параметров, вышеперечисленных, неизменно проявляется в его поведении. С целью обнаружения тревожного ребенка употребляется кроме этого следующий опросник (Лаврентьева Г. П. Титаренко Т. М.).

Показатели тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не имеет возможности долго работать, не уставая.
2. Ему тяжело сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. На протяжении исполнения заданий весьма напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Довольно часто говорит о напряженных обстановках.
7. В большинстве случаев, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся ужасные сны.
9. Руки у него в большинстве случаев холодные и мокрые.
10. У него часто не редкость нарушение стула.
11. Очень сильно потеет, в то время, когда волнуется.
12. Не владеет хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с большим трудом.
14. Пуглив, очень многое вызывает у него ужас.
15. В большинстве случаев тревожен, легко расстраивается.
16. Довольно часто не имеет возможности сдержать слезы.
17. Не хорошо переносит ожидание.
18. Не обожает браться за новое дело.
19. Не не сомневается в себе, в своих силах.
20. Опасается сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество плюсов, чтобы получить неспециализированный балл тревожности.

Высокая тревожность — 15-20 баллов.
Средняя — 7-14 баллов.
Низкая — 1-6 баллов .

В детском саду дети довольно часто испытывают ужас разлуки с родителями. Нужно не забывать, что в возрасте двух-трех лет наличие данной черты возможно и объяснимо. Но в случае если ребенок и в подготовительной группе неизменно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления своих родителей, на это направляться обратить особенное внимание. Наличие страха разлуки возможно выяснить по следующим параметрам (П. Бейкер, М. Алворд).

Критерии определения страха разлуки:

1. Повторяющееся чрезмерное нарушение, скорбь при расставании.
2. Постоянное чрезмерное беспокойство о утрата, о том, что взрослому возможно не хорошо.
3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.
4. Постоянный отказ идти в детский сад.
5. Постоянный ужас остаться одному.
6. Постоянный ужас засыпать одному.
7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.
8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в действительности смогут заболеть, в случае если большое количество думают о том, что их тревожит.)

В случае если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение 30 дней, то возможно высказать предположение, что у ребенка вправду отмечается данный вид страха.

Как оказать помощь тревожному ребенку.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, в большинстве случаев, занимает достаточно долгое время. Эксперты советуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Увеличение самооценки.
2. Обучение ребенка умению руководить собой в конкретных, наиболее волнующих его обстановках.
3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Увеличение самооценки.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за маленькое время нереально. Нужно каждый день проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его кроме того за незначительные удачи, отмечайте их в присутствии других детей. Но ваша похвала должна быть искренней, по причине того, что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок в обязательном порядке должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации возможно отыскать предлог чтобы похвалить ребенка.

Нужно, дабы тревожные дети почаще принимали участие в таких играх в кругу, как Комплименты, Я дарю тебе. , каковые окажут помощь им определить большое количество приятного о себе от окружающих, посмотреть на себя глазами других детей. А дабы о достижениях каждого ученика либо воспитанника определили окружающие, в группе детского сада либо в классе возможно оформить стенд Звезда недели, на котором раз в неделю все данные будет посвящена удачам конкретного ребенка.

Любой ребенок, так, возьмёт возможность находиться в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и размещение обсуждаются совместно взрослыми и детьми (рис. 1).

Возможно отмечать успехи ребенка в ежедневной информации для своих родителей (к примеру, на стенде Мы сейчас): Сейчас, 21 января 1999 года, Сережа в течение 20 мин. проводил опыт с водой и снегом. Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям показать свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за сутки.

В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка возможно закрепить Цветик-семицветик (либо Цветок достижений), вырезанный из цветного картона. В центре цветка — фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о итогах ребенка, которыми он гордится (рис. 2).

В младших группах данные в лепестки вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков-семицветиков возможно поручить детям. Это послужит стимулом для обучения письму. К тому же эта форма работы содействует установлению контактов между детьми, поскольку те из них, каковые еще не могут читать либо писать, довольно часто обращаются за помощью к товарищам. Родители, приходя вечером в детский сад, торопятся определить, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его удачи.

Позитивная информация крайне важна и для взрослых, и для детей, для установления согласия между ними. Причем нужна она для своих родителей детей любого возраста.

Митина мама, как и все родители детей ясельной группы, каждый день с наслаждением знакомилась с записями воспитателей о том, что делал, как ел, во что игрался ее двухлетний сын. На протяжении болезни педагога информация о времяпрепровождении детей в группе стала недоступной для своих родителей. Через 10 дней обеспокоенная мама пришла к методисту и попросила не заканчивать таковой нужной для них работы. Мама растолковала, что, потому, что ей всего 21 год и опыта общения с детьми у нее совсем мало, записи воспитателей оказывают помощь ей осознать своего ребенка и выяснить, как и чем с ним заниматься.

Так, применение наглядной формы работы (оформление стендов, информационных Цветиков-семицветиков и т. п.) оказывает помощь сразу решить пара педагогических задач, одна из которых — увеличение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

Обучение детей умению руководить своим поведением.

В большинстве случаев, тревожные дети не информируют о своих проблемах открыто, а время от времени кроме того скрывают их. Исходя из этого в случае если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не опасается, это не свидетельствует, что его слова соответствуют действительности. Вероятнее, это и имеется проявление тревожности, в которой ребенок не имеет возможности либо не желает согласиться.

В этом случае нужно завлекать ребенка к совместному дискуссии неприятности. В детском саду возможно поболтать с детьми, сидя в кругу, об их эмоциях и переживаниях в волнующих их обстановках. А в школе возможно на примерах литературных произведений продемонстрировать детям, что храбрый человек — это не тот, кто ничего не опасается (таких людей нет на свете), а тот, кто может преодолеть свой ужас.

Нужно, дабы любой ребенок сказал вслух о том, чего он опасается. Возможно предложить детям нарисовать свои страхи, а позже в кругу, продемонстрировав рисунок, поведать о нем. Подобные беседы окажут помощь тревожным детям понять, что у большинства сверстников существуют неприятности, сходные с теми, каковые свойственны, как им казалось, лишь для них.

Само собой разумеется, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей между собой. Но в то время, когда речь заходит о тревожных детях, данный прием категорически недопустим. Помимо этого, нужно избегать состязаний и таких видов деятельности, каковые принуждают сравнивать успехи одних детей с достижениями других. Время от времени травмирующим причиной может стать проведение кроме того для того чтобы несложного мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить успехи ребенка с его же результатами, продемонстрированными, к примеру, неделю назад. Кроме того в случае если ребенок совсем не справился с заданием, ни за что нельзя сообщать родителям: Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию либо Ваш сын закончил рисунок последним.

Отец Сережи жалуется на него: Сын как словно бы не от мира этого. Его сверстник Руслан уже превосходно играется в шахматы, обыгрывает кроме того взрослых. Серега же чуть обучился ходить конем и пешкой. Сестра Сережи Анечка часами играется на пианино, уже три раза выступала на концерте в районной библиотеке. Сергей же кинул музыкальную школу через два месяца по окончании начала учебного года. И по большому счету, он не хочет заниматься ничем важным, а готов лишь часами возиться с проводами.

Эти претензии к сыну отец излагал в течение полутора часов, придя на прием к психологу. Мой сын хуже всех — эта идея красной нитью проходила через всю пламенную обращение любящего отца.

Отец никак не желал соглашаться с мнением психолога о том, что требования к Сереже завышены, но решил постараться поменять свое отношение к ребенку. В первую очередь, он стал без шуток относиться к исследовательской деятельности сына, поощряя его увлечение. Действительно, отец еще продолжал сравнивать Сережу с другими детьми, но все чаще и чаще с удивлением подмечал, что его сын имеет ряд положительных качеств, которых нет у его сверстников: целеустремленность, усидчивость, любознательность. В следствии отец начал относиться к Сереже с уважением, а это содействовало увеличению самооценки ребенка, его вере в успех.

В случае если у ребенка проявляется тревога при исполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей направляться задавать вопросы не в начале и не в конце урока, а в середине. Запрещено подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку прося либо вопросом, нужно установить с ним контакт глаз: или вы наклонитесь к нему, или немного поднимите ребенка до отметки ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка высказывать словами свою тревогу и ужас. А также если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это окажет помощь снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка руководить собой в конкретных, наиболее волнующих его обстановках возможно и необходимо в повседневной работе с ним.

Воспитатель, обратившись к психологу, с удивлением и досадой сказал, что Галя, талантливая и умная девочка, не смогла на Празднике осени поведать стих, которое отлично знала.

Психолог начал интересоваться, как проходили репетиции. Оказалось, что девочка три раза подряд поведала стих воспитателю (один на один), а в зале удалось прорепетировать только раз. На протяжении праздника Галя должна была выйти на середину зала и прочесть стих, но она расплакалась и убежала к маме.

Мама, разговаривая с психологом, поведала, что с Галей такие ситуации происходят неизменно. К примеру, она отказалась в Новый год подойти к Деду Морозу и спеть ему песенку. В мамин сутки рождения она почему-то ни за что не захотела сесть с гостями за стол.

Зная эту особенность дочки, за чемь дней до праздника мама начала настраивать девочку на успешное выступление. Она повторяла: Будь умницей. Ты обязана выступить отлично. Ты мне обещаешь это? И Галя любой вечер вынуждена была давать маме обещание, а дабы оправдать ее надежды, девочка повторяла и повторяла стих по паре десятков ежедневно.

На протяжении совместной встречи воспитателя, психолога и своих родителей была выработана следующая стратегия работы с девочкой. Галя весьма обожала слушать сказки, особенно ей нравились Золотой ключик, либо Приключения Буратино, Дюймовочка и Кот в сапогах. Она имела возможность часами слушать их и говорить про героев сказок. Взрослые решили применять данный интерес девочки. На личных занятиях (сперва с психологом, а позже с воспитателем) девочку просили представить и продемонстрировать, как бы поведали стих своим приятелям ее любимые герои.

Галя с наслаждением говорила стих (которое знала назубок) от имени деревянного Буратино, маленькой робкой Дюймовочки, неунывающего Кота в сапогах. Взрослые любой раз интересовались, что ощущал тот либо другой герой на протяжении выступления: нравилось ли ему говорить стихи своим товарищам, нравилось ли, как пристально все его слушали, приятно ли было раскланиваться перед зрителями. Через пара недель Галя выбрала роль бесстрашной Герды из сказки Снежная королева. Со сменой роли изменились осанка и движения девочки, она начала действовать более с уверенностью и решительно. Гале так понравилось играться эту роль, что она повторяла ее большое количество раз подряд, а также дома это стало ее любимым занятием.

По окончании таких долгих целенаправленных тренировок воспитательница привела девочку в зал и задала вопрос, в роли какого именно героя она желала бы выступить. Галя решила по очереди продемонстрировать всех своих героев. Она опять и опять выходила на середину зала, говорила стих, раскланивалась перед зрителями. Ужас перед выступлением неспешно понижался, и на новогоднем празднике Галя ощущала себя в полной мере с уверенностью.

Не считая обрисованного выше использовались и другие приемы работы: психогимнастические упражнения, рисование своего страха и других чувств. Мама девочки вместо ежедневных назиданий любой вечер говорила ей придуманные совместно с психологом сказки и истории со радостным концом. Герой сказки в обязательном порядке добивался успеха, не смотря на то, что на его пути время от времени виделись и преграды.

В обрисованном случае в качестве основного был использован прием отработки конкретного навыка. Его с наслаждением используют и сами дети. К примеру, они играются в школу, многократно повторяя обстановку, которая их тревожит. По рассказу одного из психологов, он, придя проводить коррекционное занятие, застал такую картину: дети игрались в сурового, строгого учителя. Тем самым они отрабатывали навык ответа у доски на уроке для того чтобы педагога.

Крайне полезно использовать в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать возможно как привычные ситуации, так и те, каковые приводят к особой тревоге ребенка (к примеру, обстановка опасаюсь воспитателя, учителя даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; обстановка опасаюсь войны разрешит функционировать от имени нациста, бомбы, другими словами чего-то ужасного, чего опасается ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого выполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, окажут помощь ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много занимательных и серьёзных открытий. Тревожные дети опасаются двигаться, а ведь как раз в подвижной эмоциональной игре (война, казаки-разбойники) ребенок может пережить и сильный ужас, и волнение, и это окажет помощь ему снять напряжение в реальности.

Снятие мышечного напряжения.

Нужно при работе с тревожными детьми применять игры на телесный контакт. Весьма нужны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один метод снятия избыточной тревожности — раскрашивание лица ветхими мамиными помадами. Возможно кроме этого устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого нужно приготовить маски, костюмы либо просто ветхую взрослую одежду. Участие в представлении окажет помощь тревожным детям расслабиться. А вдруг маски и костюмы будут изготовлены руками детей (само собой разумеется, с участием взрослых), игра принесет им еще больше наслаждения.

Подробнее проведение игр на релаксацию обрисовано в разделе Игры для тревожных детей.

Работа с родителями тревожного ребенка.

Очевидно, что ни один родитель не пытается к тому, дабы его ребенок стал тревожным. Иногда действия взрослых содействуют формированию этого качества у детей.

Часто родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Кроха не имеет возможности осознать, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их размещения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что ни при каких обстоятельствах не сможет выполнить все, чего ожидают от него мама и отец. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить нескончаемые извинения.

Дабы избежать пугающего внимания взрослых либо их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и довольно часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок получает привычку с опаской и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не содействует формированию ребенка, реализации его творческих свойств, мешает его общению со взрослыми и детьми, исходя из этого родители тревожного ребенка должны сделать все, дабы заверить его в своей любви (независимо от удач), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

В первую очередь, родители должны каждый день отмечать его удачи, информируя о них в его присутствии другим членам семьи (к примеру, на протяжении неспециализированного ужина). Помимо этого, нужно отказаться от слов, каковые унижают преимущество ребенка (осел, дурак), кроме того в случае если взрослые весьма раздосадованы и сердиты. Не нужно потребовать от ребенка извинений за тот либо другой поступок, лучше пускай растолкует, из-за чего он это сделал (в случае если захочет). В случае если же ребенок извинился под нажимом своих родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попытаться в течение одного лишь дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пускай они перечитают перечень. Вероятнее, для них станет разумеется, что большая часть замечаний возможно было бы не делать: они или не принесли пользы, или лишь повредили вам и вашему ребенку.

Запрещено угрожать детям невыполнимыми наказаниями: (Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!). Они и без того опасаются всего на свете. Лучше, в случае если родители в качестве профилактики, не ждя экстремальной ситуации, будут больше говорить с детьми, помогать им высказывать свои мысли и эмоции словами.

Нежные прикосновения своих родителей окажут помощь тревожному ребенку получить чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Кроха, не зная, к примеру, как сейчас отреагирует мама на разбитую тарелку, опасается еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей довольно часто сами испытывают мышечное напряжение, исходя из этого упражнения на релаксацию смогут быть нужны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому возможно порекомендовать обратить внимание в первую очередь на себя, на свое внутреннее состояние, а позже предъявлять требования к ребенку. В таких обстановках возможно сказать родителям: Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно делать упражнения на расслабление мышц. Нужно, дабы вы делали упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их верно.

Родители, каковые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение неспециализированного состояния. Они, в большинстве случаев, готовы к предстоящему сотрудничеству.

Подобные занятия возможно советовать не только родителям, но и педагогам. Так как общеизвестно, что тревожность своих родителей обычно передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, перед тем как оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

С целью профилактики тревожности возможно применять наглядную данные. В детском саду либо в школе на стенде возможно разместить, к примеру, памятку, в базу рекомендаций которой легли рекомендации Е. В. Новиковой и Б. И. Кочубей.

Профилактика тревожности (Советы родителям).

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (К примеру, нельзя говорить ребенку: Большое количество ваши учителя знают! Бабушку лучше слушай!)

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких обстоятельств то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не потребуйте от них того, что они не смогут выполнить. В случае если ребенку еле даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении кроме того мельчайших удач не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он имеется.

5. В случае если по каким-либо объективным обстоятельствам ребенку тяжело обучаться, выберите для него кружок по душе, дабы занятия в нем приносили ему радость и он не ощущал себя ущемленным.

В случае если родители не удовлетворены поведением и удачами своего ребенка, это еще не предлог, дабы отказать ему в любви и поддержке. Пускай он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его бессчётные таланты.

Как играться с тревожными детьми.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком направляться руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пускай он сперва ознакомится с правилами игры, взглянет, как в нее играются другие дети, и только позже, в то время, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Нужно избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость исполнения задания, к примеру, таких как Кто стремительнее?.

3. Если вы вводите новую игру, то чтобы тревожный ребенок не чувствовал опасности от встречи с чем-то малоизвестным, лучше проводить ее на материале, уже привычном ему (картины, карточки). Возможно применять часть инструкции либо правил из игры, в которую ребенок уже игрался много раз.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется применять лишь по окончании долгой работы с ребенком, в то время, когда он сам примет решение, что может выполнить это условие.

В случае если ребенок высокотревожен, то затевать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, к примеру: Воздушный шарик, Корабль и ветер, Дудочка, Штанга, Винт, Водопад и др.

Чуть позднее, в то время, когда дети начнут осваиваться, возможно к этим упражнениям добавить следующие: Презент под елкой, Драка, Сосулька, Шалтай-Болтай, Танцующие руки.

В коллективные игры тревожного ребенка возможно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особенных трудностей. На этом этапе работы будут нужны игры Дракон, Слепой танец, Насос и мяч, Головомяч, Гусеница, Бумажные мячики.

Игры Зайки и слоны, Чудесный стул и др. содействующие увеличению самооценки, возможно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет только в том случае, если они проводятся многократно и систематично (любой раз возможно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, направляться не забывать, что состояние тревоги, в большинстве случаев, сопровождается сильным зажимом разных групп мышц. Исходя из этого релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто нужны. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы пара модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.

Подвижные игры.

Упражнения на релаксацию и дыхание.

Драка

Цель: расслабить мускулы нижней части лица и кистей рук. Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на пара секунд. Задумайтесь: быть может, не следует драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности сзади! Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Воздушный шарик

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят либо сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: Представьте себе, что на данный момент мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздушное пространство, поднесите мнимый шарик к губам и, раздувая щеки, медлительно, через немного открытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик делается все больше, как возрастают, растут узоры на нем. Представили? Я также представила ваши огромные шары. Дуйте с опаской, дабы шарик не лопнул. А сейчас продемонстрируйте их друг другу. Упражнение возможно повторить 3 раза.

Корабль и ветер

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно в случае если дети устали. Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но внезапно он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздушное пространство, очень сильно втяните щеки. А сейчас шумно выдохните через рот воздушное пространство, и пускай вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попытаемся еще раз. Я желаю услышать как шумит ветер!
Упражнение возможно повторить 3 раза.

Презент под елкой

Цель: расслабление мышц лица, особенно около глаз.Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы весь год грезили о превосходном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубочайший вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Сейчас выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь. По окончании исполнения упражнения возможно обсудить (в случае если дети захотят), кто о чем грезит.

Дудочка

Цель: расслабление мышц лица, особенно около губ.Давайте сыграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздушное пространство, поднесите дудочку к губам. Начинайте медлительно выдыхать, и на выдохе постарайтесь вытянуть губы в трубочку. После этого начните сперва. Играйтесь! Какой превосходный оркестр!Все перечисленные упражнения возможно делать в классе, сидя либо стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц.

Нижеприведенные этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге Психогимнастика и точно привычны многим из вас. Эти этюды нужны для различных категорий: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения в нашей модификации.

Штанга

Цель: расслабить мускулы спины.

на данный момент мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, немного поднимите ее. Весьма не легко. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попытаемся еще раз.

Цель: расслабить мускулы рук и спины, позволить ребенку ощутить себя успешным.

А сейчас возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, дабы судьи засчитали вам победу. Не легко так стоять, киньте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Имеете возможность поклониться зрителям. Вам все рукоплещут, поклонитесь еще раз, как чемпионы. Упражнение возможно выполнить пара раз.

Сосулька

Цель: расслабить мускулы рук.

Парни, я желаю загадать вам тайную:

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Верно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту тайную, а вы станете изображать сосульки. В то время, когда я прочту первые две строки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. А сейчас выступаем. Здорово оказалось!

какое количество-болтай

Цель: расслабить мускулы рук, спины и груди.

Давайте поставим еще один мелкий спектакль. Он называется Шалтай-Болтай.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Упал во сне.

(С. Маршак)

Сперва будем поворачивать туловище вправо-влево, руки наряду с этим вольно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова упал во сне — резко наклоняем корпус тела вниз.

Винт

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Парни, давайте попытаемся превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки совместно. По моей команде Начали будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут вольно следовать за корпусом в том же направлении. Начали. Стоп!

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова Пляска скоморохов из оперы Снегурочка.

Насос и мяч

Цель: расслабить предельное число мышц тела.

Парни, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает данный мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен пара вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздушное пространство) звуком с. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук с. он вдыхает порцию воздуха, в один момент выпрямляя ноги в коленях, по окончании второго с выпрямилось туловище, по окончании третьего — у мяча поднимается голова, по окончании четвертого — надулись щеки а также руки отошли от боков. Мяч надут. Насос прекратил накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздушное пространство со звуком ш. Тело снова обмякло, возвратилось в исходное положение. После этого играющие изменяются ролями.

Игры, содействующие расслаблению.

Следующие три игры позаимствованы из книги К. Фопеля Как научить детей сотрудничать. Они окажут помощь создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей между собой.

Водопад

Цель: эта игра на воображение окажет помощь детям расслабиться.

Сядьте эргономичнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите около водопада. Но это не совсем простой водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Сейчас представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как данный красивый белый свет струится по вашей голове. Вы ощущаете, как расслабляется ваш лоб, после этого рот, как расслабляются мускулы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и оказывает помощь им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы подмечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она также делается мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы ощущаете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, имеете возможность глубже вдыхать и выдыхать. Это разрешает вам чувствовать себя весьма расслабленно и приятно.

Пускай свет течет кроме этого по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы подмечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы ощущаете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Данный необычный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы ощущаете себя совсем нормально и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Сейчас поблагодарите данный водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Мало потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

По окончании данной игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

Танцующие руки

Цель: в случае если дети неспокойны либо расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои эмоции и внутренне расслабиться.

Разложите громадные страницы оберточной бумаги (либо ветхие обои) на полу. Возьмите любой по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Сейчас ложитесь спиной на разложенную бумагу так, дабы руки, от кисти до локтя, были над бумагой. (Иными словами, так, дабы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, в то время, когда начнется музыка, вы имеете возможность обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Позже вы имеете возможность взглянуть, что оказалось (2-3 минуты).
Игра проводится под музыку.

Слепой танец

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет слепой. Другой останется зрячим и сможет водить слепого. Сейчас возьмитесь за руки и потанцуйте между собой под легкую музыку (1-2 минуты). Сейчас поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку.

В качестве подготовительного этапа возможно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пробует повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Позже дети изменяются ролями. В случае если тревожный ребенок отказывается не обращать внимания, успокойте его и не настаивайте. Пускай танцует с открытыми глазами.

По мере спасения ребенка от тревожных состояний возможно затевать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игры, направленные на формирование у детей эмоции доверия и уверенности в себе.

Гусеница

Цель: Игра учит доверию. Практически в любое время партнеров не видно, не смотря на то, что и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои силы с действиями остальных участников.

Парни, на данный момент мы с вами будем одной большой гусеницей и будем дружно передвигаться по данной комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар либо мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Так, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Для замечающих: обратите внимание, где находятся фавориты, кто регулирует движение живой гусеницы.

Смена ритмов

Цель: оказать помощь тревожным детям включиться в неспециализированный ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

В случае если воспитатель желает привлечь интерес детей, он начинает рукоплескать в ладоши и звучно, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и также, дружно рукоплеща в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Неспешно воспитатель, а за ним и дети, рукоплещет все реже, считает все тише и медленнее.

Зайки и слоники

Цель: позволить детям ощутить себя сильными и храбрыми, содействовать увеличению самооценки.

Парни, я желаю вам предложить игру, которая называется Зайки и слоники. Сперва мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, в то время, когда заяц ощущает опасность, что он делает? Верно, дрожит. Продемонстрируйте, как он дрожит. Поджимает уши, целый сжимается, старается стать мелким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся и т. д. Дети показывают.

Продемонстрируйте, что делают зайки, в случае если слышат шаги человека? Дети разбегаются по группе, классу, скрываются и т. д. А что делают зайки, в случае если видят волка. Педагог играется с детьми в течение нескольких мин..

А сейчас мы с вами будет слонами, громадными, сильными, храбрыми. Продемонстрируйте, как нормально, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, в то время, когда видят человека? Они опасаются его? Нет. Они дружат с ним и, в то время, когда его видят, нормально продолжают свой путь. Продемонстрируйте, как. Продемонстрируйте, что делают слоны, в то время, когда видят тигра. Дети в течение нескольких мин. изображают бесстрашного слона.

По окончании проведения упражнения парни садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и из-за чего.

Чудесный стул

Цель: содействовать увеличению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру возможно играться с детской группой в течении долгого времени. Предварительно взрослый должен определить историю имени каждого ребенка — его происхождение, что оно свидетельствует. Также нужно изготовить корону и Чудесный стул — он должен быть в обязательном порядке высоким. Взрослый проводит маленькую вступительную беседу о происхождении имен, а после этого говорит, что будет говорить об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше именовать в середине игры. Тот, про чье имя говорят, делается королем. в течении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры возможно предложить детям придумать различные варианты его имени (ласковые, ласкательные). Возможно кроме этого по очереди поведать что-то хорошее о короле.

Игры за партами.

Дыхательные упражнения (Корабль и ветер, Дудочка, Воздушный шарик, Презент под елкой, Драка) возможно проводить на перемене, и за партами на протяжении урока либо занятия в детском саду.
Для снятия нервного напряжения, которое может появиться у детей, к примеру, по окончании тяжёлой контрольной работы, подойдет упражнение Театр масок.

Театр масок

Цель: расслабить мускулы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Как правильно поднимать штангу стоя

Парни! Мы с вами посетим Театр Масок. Вы все станете артистами, а я — фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица разных героев. К примеру: продемонстрируйте, как выглядит злая Баба Яга. Дети посредством мимики и несложных жестов либо лишь посредством мимики изображают Бабу Ягу. Хорошо! Здорово! А сейчас замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым кроме того смешно стало. Смеяться возможно, но лишь по окончании того, как кадр отснят.

А сейчас изобразите Ворону (из басни Ворона и Лисица) в тот момент, в то время, когда она сжимает в клюве сыр. Дети хорошо сжимают челюсти, в один момент вытягивая губы, изображают клюв. Внимание! Замрите! Снимаю! Благодарю! Молодцы!

А сейчас продемонстрируйте, как испугалась бабушка из сказки Красная шапочка, в то время, когда осознала, что говорит не с внучкой, а с Серым Волком. Дети смогут обширно раскрыть глаза, поднять брови, немного открыть рот. Замрите! Благодарю!

А как хитро улыбалась Лиса, в то время, когда желала понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Превосходно! Хорошо потрудились!

Потом преподаватель либо воспитатель, на свое усмотрение, смогут похвалить очень тревожных детей, к примеру так: Все работали хорошо, особенно ужасной была маска Вити, в то время, когда я взглянуть на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была весьма похожа на хитрую лисицу. Все попытались, молодцы!

Рабочий сутки актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так без звучно, расслабимся и отдохнем. Всем благодарю!

Как правильно поднимать штангу стоя

Источник: книга Елены Лютовой и Галины Мониной Шпаргалка для взрослых.

Изучение уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет.

Методика предназначена для обнаружения уровня детской тревожности на базе сопоставления результатов наблюдения, взятых от самого исследователя, своих родителей ребенка и воспитателей.

Фиксация наблюдений происходит в пара этапов. На начальной стадии исследователь в течение 2-3 дней следит за ребенком в разных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в особый лист наблюдений (см. ниже). В течение дня нужно отметить наличие либо отсутствие данного показателя в поведении ребенка символами + либо — .

Любой раздельно взятый показатель не есть свидетельством выраженной тревожности. Нужно суммировать количество замечаемых показателей и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:

Наличие 6 — 7 показателей говорит о высокой тревожности,
3 — 5 — о тревожности среднего уровня,
1 — 2 — о низкой тревожности.

Дабы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника, на втором этапе нужно предложить нескольким опытным ребенка взрослым оценить его поведение по каждому из перечисленных семи показателей и вывести средний балл.

В случае если взрослые, к каким вы обратились с просьбой о помощи, затрудняются оценить тревожность дошкольника по выделенным показателям, им возможно предложить маленькую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности.

Не нужно показывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее Изучение личных изюминок.

Как правильно поднимать штангу стоя

Анкета для изучения личных изюминок ребенка.

В случае если содержащееся в анкете утверждение верно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, в случае если неправильно — минус .

1. Не имеет возможности долго работать не уставая.
2. Ему тяжело сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. На протяжении исполнения заданий весьма напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.

6. Довольно часто говорит о вероятных проблемах.
7. В большинстве случаев, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что снятся ужасные сны.
9. Руки в большинстве случаев холодные и мокрые.
10. Часто не редкость нарушение стула.

11. Очень сильно потеет, в то время, когда переживает.
12 Не владеет хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с большим трудом.
14. Пуглив, очень многое вызывает у него ужас.
15. В большинстве случаев тревожен, легко расстраивается.

16. Довольно часто не имеет возможности сдержать слезы.
17. Не хорошо переносит ожидание.
18. Не обожает браться за новое дело.
19. Не не сомневается в себе, своих силах.
20. Опасается сталкиваться с трудностями.

Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество плюсов, чтобы получить неспециализированный балл тревожности.

В случае если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о большом уровне тревожности,
7-14 баллов — о среднем,
1-6 баллов — о низком.

Для сопоставления со своими данными наблюдения попытайтесь заполнить анкету самостоятельно и сравнить с результатами, взятыми от своих родителей либо воспитателя.

Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина).

Данный тест есть надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности сейчас (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Создан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность принимать большой круг обстановок как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, тревогой, нервозностью. Довольно высокая реактивная тревожность приводит к внимания, время от времени нарушения узкой координации. Довольно высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими болезнями.

Но тревожность изначально не есть негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Наряду с этим существует оптимальный личный уровень нужной тревоги.

Шкала самооценки складывается из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

При интерпретации итог возможно оценивать так:

до 30 — низкая тревожность;
31-45 — умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность.

Большие отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особенного внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в обстановках оценки собственной компетентности. В этом случае направляться снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести выговор на осмысление деятельности и формирование эмоции уверенности в успехе.

Низкая тревожность, напротив, требует увеличения внимания к мотивам деятельности и увеличения эмоции ответственности. Но время от времени низкая тревожность в показателях теста результат активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью продемонстрировать себя в лучшем свете.

Групповые игры для увеличения самооценки ребенка и понижения тревожности.

1. Игра Похвалилки

Дети сидят в кругу (либо за партами). Любой получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими воздействие либо поступок. Причем формулировка в обязательном порядке начинается словами в один раз я. К примеру: в один раз я помог товарищу в школе либо в один раз я быстро выполнил домашнее задание и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, по окончании чего любой ребенок по кругу (либо по очереди) делает краткое сообщение о том, как в один раз он здорово выполнил как раз то, что указано в его карточке.

По окончании того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. В случае если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пускай они это сделают сами.

В заключение возможно провести беседу о том, что любой ребенок владеет какими-либо талантами, но чтобы это подметить, нужно пристально, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

2. Игра За что меня обожает мама

Дети сидят в кругу (либо за партами). Любой ребенок по очереди говорит всем, за что его обожает мама.
После этого возможно попросить одного из детей (желающего), дабы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети смогут ему оказать помощь.

Затем необходимо обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эти сведенья. Дети в большинстве случаев сами делают вывод, что нужно пристально относиться к окружающим и слушать их.

На первых порах дети, дабы показаться значимыми, говорят, что мамы обожают их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, обожают мелкую сестренку. Лишь по окончании многократного повторения данной игры дети приходят к выводу, что их обожают просто за то, что они имеется.

3. Игра Подари карточку

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими разные положительные качества. С детьми нужно обсудить, что свидетельствует любая пиктограмма.

К примеру, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух однообразных конфет — доброту либо честность. В случае если дети могут читать и писать, вместо пиктограмм возможно записать на каждой карточке какое-либо положительное уровень качества (в обязательном порядке положительное!).

Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту либо иную карточку, в случае если его товарищи уверены в том, что он владеет этим качеством.

По сигналу взрослого дети прекращают игру и в большинстве случаев с громадным нетерпением снимают со спины добычу.
На первых порах, само собой разумеется, случается, что не у всех играющих оказывается большое количество карточек, но при повторении игры и по окончании дискуссии обстановка изменяется.

На протяжении дискуссии возможно поинтересоваться у детей, приятно ли получать карточки. После этого возможно узнать, что приятнее — дарить хорошие слова другим либо получать их самому. Значительно чаще дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек либо получал их совсем мало. В большинстве случаев эти дети будут считаться, что они с наслаждением дарили карточки, но им бы также хотелось взять такие подарки.

В большинстве случаев, при повторном проведении игры отверженных детей не остается.

4. Игра Скульптура

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (либо ведущего-ребенка) скульптор лепит из глины скульптуру:

— ребенка, который ничего не опасается;
— ребенка, который всем доволен;
— ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а смогут — сами дети. Играющие в большинстве случаев изменяются ролями. Вероятен вариант групповой скульптуры. По окончании проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они ощущали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.