Рассчитать точку безубыточности

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и таковой количество производства, каковые снабжают компании покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности разрешает компании решить следующие задачи:

1. Потому, что будущий количество продаж и цена товара в значительной мере зависят от рынка, его емкости, платежеспособности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. В случае если количество спроса, разрешающий окупить затраты и взять прибыль, не сможет быть достигнут благодаря, к примеру, узости рынка сбыта, то неизменно об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

2. Потому, что выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, возможно вычислить нужное изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. К примеру, предприятие вынуждено опустить цену продукции, дабы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется расширить количество продаж, дабы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

3. В случае если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше отличие между выручкой и фактической выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, возможно оценить, как компания может допустить понижение выручки без опасения оказаться убытке.

Приводимый ниже порядок расчета точки безубыточности есть весьма несложным и разрешает быстро и без сложных расчетов отыскать искомую величину. Но направляться остановиться на некоторых допущениях, каковые наряду с этим принимаются.

Рассчитать точку безубыточности

Во-первых, предполагаем, что, расширяя количество продаж, компания не изменяет продажную цену. В отношении долгого времени и громадного объема продукции такое предположение не есть правомерным. Но для маленького промежутка времени и маленьких объемов оно в полной мере приемлемо, исходя из этого график валовой выручки на рис. 13.1 выглядит как прямая линия.

Рис. 13.1. График выручки и издержек компании:FC — постоянные издержки;VC — переменные издержки; ТС — валовые издержки; ТR — валовая выручка (валовой доход);R ‘ — пороговая выручка;Q ‘ — пороговый количество продаж

Во-вторых, аналогичное предположение относится и к затратам. Как мы знаем, что при расширении объема производства темп трансформации затрат разный. На определенном этапе начинает функционировать закон убывающей отдачи, и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек , если производственные мощности выясняются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, что кроме этого в полной мере приемлемо, в случае если предприятие работает с обычной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не отмечается.

Изображенная на рис. 13.1 точка безубыточности — это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли либо убытков заштрихован. В случае если компания реализовывает продукции меньше объема Q ‘, то она терпит убытки, в случае если больше этого объема — получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q’ и выручке R ‘, получаемой компанией, и есть точкой безубыточности. В данной точке получаемая компанией выручка равна ее валовым издержкам, наряду с этим прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Количество производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее серьёзное значение имеет показатель пороговой выручки, поскольку пороговый количество продаж возможно различным в зависимости от цены реализуемой продукции.

Как отыскать точку безубыточности? Рассмотрим данный вопрос на примере.

Пример 13.5. Компания производит и реализовывает один товар. Ниже приведены данные, характеризующие ее деятельность, руб.:

Рассчитать точку безубыточности

Выручка от реализации. 15 000

Переменные издержки. 10000

Постоянные издержки. 4000

Дабы отыскать точку безубыточности, нужно ответить на вопрос: до какого именно уровня обязана снизиться выручка компании, дабы прибыль стала нулевой? Запрещено переменные и постоянные издержки, поскольку при понижении выручки переменные издержки кроме этого станут ниже. Потому, что мы высказали предположение, что при понижении валовой выручки переменные издержки будут уменьшаться в той же пропорции, возможно воспользоваться формулой точки безубыточности:

гдеR ‘ — пороговая выручка; FC — постоянные издержки; К— коэффициент покрытия.

Тогда последовательность расчетов для нахождения пороговой выручки (выручки, соответствующей точке безубыточности) будет следующей:

1. Отыщем сумму покрытия:

15 000 руб.-10 000 руб. == 5000 руб.

2.Вычислим коэффициент покрытия (долю суммы покрытия в выручке от реализации): 5000 руб. 15 000 руб. = 0,33.

3. Определим пороговую выручку: 4000 руб. 0,33 = 12 121 руб.

Как видно, фактическая выручка компании выше пороговой. Дабы оценить, как фактическая выручка от продажи превышает выручку, снабжающую безубыточность. вычислим запас прочности — процентное отклонение фактической выручки от пороговой:

гдеSt — запас прочности; R — фактическая выручка; R’ — пороговая выручка.

Чем больше запас прочности, тем лучше для компании. В разглядываемом примере:

St = 15000 руб. – 12121 руб. 100 = 19 %

Рассчитать точку безубыточности

Значение запаса прочности 19% говорит о том, что в случае если в силу трансформации рыночной ситуации (снижения спроса, ухудшения конкурентоспособности) выручка компании сократится менее чем на 19%, то компания будет получать прибыль; в случае если более чем на 19% — окажется в убытке.

Пример 13.6. Компания создаёт два товара: А и Б. Ниже приведены информацию о выручке компании, ее издержках и прибыли, руб.:

Товар Товар Всего

Валовая выручка……………………………………………9100 7400 16500

Переменные издержки……………………………………..7000 6800 13800

Постоянные издержки……………………………………… 2300

Требуется оценить положение компании, вычислив пороговую выручку, запас прочности.

Для определения пороговой выручки выполним следующие расчеты:

1.Отыщем сумму покрытия: 16 500 руб. -13 800 руб. = 2700 руб.

2.Исчислим коэффициент покрытия: 2700 руб. 16 500 руб. = 0,16.

3. Пороговую выручку определим методом деления постоянных издержек на коэффициент покрытия: ; 2300 руб. 0,16 = 14 375 руб.

4. Запас прочности равен:

16500 руб. – 14375 руб. 100 = 12,88 %

Как мы знаем, компания создаёт два товара: А и Б. Дабы выяснить, какой вклад вносит любой из этих товаров в прибыль компании, нужно распределить постоянные затраты между этими двумя товарами. На практике употребляются разные правила распределения постоянных затрат. В данном примере постоянные издержки распределим пропорционально выручке от реализации каждого из двух товаров.

Выручка от реализации товара А образовывает 54% суммарной выручки компании, товара Б — соответственно 46%.

Распределение постоянных издержек и прибыли между товарами А и Б характеризуется следующими данными, руб.:

Товар А Товар Б Всего

Валовая выручка……………………………9100 7400 16500

Переменные издержки……………………..7000 6800 13800

Постоянные издержки……………………..1242 1058 2300

Прибыль…………………………………….+858 -458 +400

Как видно, прибыль от реализации товара А частично идет на покрытие убытков от реализации товара Б. Поднимается вопрос, как нужен товар Б для компании и не увеличится ли ее прибыль , если товар Б будет снят с производства.

Предположим, что решили отказаться от выпуска товара Б как убыточного. Тогда все постоянные издержки компании будут приходиться на один-единственный товар А. В этом случае значение точки безубыточности изменится следующим образом, руб.:

Выручка от реализации товара А. ………..9100

Переменные издержки на производство товара А. 7000

Постоянные издержки компании. …………… 2300

Сумма покрытия. …………………..2100

Коэффициент покрытия. ………………….0,23

Пороговая выручка (точка безубыточности). … 10 000

Из приведенных данных направляться, что в случае отказа от производства убыточного товара Б производство товара И выясняется убыточным (фактическая выручка от реализации товара А меньше пороговой). Вывод: товар Б нужен компании, его производство направляться сохранить.