Развитие ребенка до года

Глубокоуважаемые родители, в данной теме приводятся основные этапы, закономерности и нюансы развития ребенка.

Не торопитесь записывать своих детей в отстающие, в случае если, прочтя данные материалы, Вы поняли, что Ваше чадо чего-то не может из того, что могут среднестатистические дети в этом возрасте. Делать выводы о развитии ребенка возможно лишь комплексно, причем сравнивая его не с другими детьми, а лишь с самим же ребенком на более ранних этапах его развития. Помимо этого, быть может, у вашего малыша одна из сфер (моторика, речевое развитие, логика) развита с опережением, что отражается на более медленном развитии остальных его граней.
Тема открыта чтобы родители имели возможность понимать, что в рамках и что нет, на что обращать внимание, что есть тревожными показателями – и обращались бы к экспертам вовремя, одновременно с этим не надумывая себе несуществующих неприятностей.

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он очень вынослив и может выполнять достаточно долгие прогулки, на протяжении которых получает большое количество новых, занимательных впечатлений, и так его знания об окружающем мире существенно увеличиваются.

Все идеальнее делается его ручная умелость, он проявляет необычную ловкость при исполнении разных действий. Ребенок неспешно овладевает координацией небольших движений рук и зрительного контроля. Что позволяет совершенствования свойств к изобразительной деятельности. Большая часть детей рисует с громадным энтузиазмом, потому, что координация между зрительным и моторным развитием образовывает громадное достижение ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совсем не ответствен итог. На первый замысел выступает сам процесс создания рисунка. Исходя из этого, когда рисунок закончен, дети довольно часто выбрасывают его. И лишь к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, другими словами оценивать итог своего труда.

Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его неспециализированном психическом развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: Ценность художественного воспитания не в том, что оно формирует знания либо формирует навыки, а в том, что оно формирует фон жизни, фон жизнедеятельности. оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, в первый раз пробуждающуюся и настраивающуюся на важный лад.

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как необычная детская обращение и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок высказывает свое отношение к действительности, в нем возможно сходу заметить, что есть главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играется. Игра делается все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Сейчас дети смогут играться самостоятельно. Они заблаговременно придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют исполнение этих правил.

Так, в игре ребенок обучается общению со сверстниками, обучается контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, значительно хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте с максимальной серьезностью, всячески поддерживайте каждые рвения детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными ненужными (на ваш взор) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и другой хлам. Нереально предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а раскрывающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.

Как раз в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое рвение к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя данный мир человеческих взаимоотношений, различных видов деятельности, публичных функций людей.

Но таковой скачок в психическом развитии ребенка делается вероятным благодаря формированию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто деятельно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

Эту свойство ребенка отразил К. И. Чуковский в своей книге От двух до пяти. Пологаю, что вы сможете дополнить эту книгу уникальными высказываниями своего ребенка. А вот, к примеру, словотворчество моего пятилетнего сына.
— Мама! Ты будешь от пола вот таковой (показывает около метра), в то время, когда начнешь унижаться от старости.
Играется с папой в солдатики.
— Отец! У тебя лошадистов нет?
— Мама! Закрой хрен, а то он целый сдохнет.
— Владик! Ты что — нос поцарапал?
Отправился к зеркалу, возвращается и говорит:
— Эх, ты! Это я воду с вареньем выпивал, жажду утомлял.
— Отец! на данный момент мы будем кушать кушанье по-плотски. Планируй скорее на корабль!
— Возможно — по-флотски?
— Ну, поразмыслишь! Мы так как можем имеется на плоту.
Находим в кармане куртки белые сухарики.
— А это что? — задаёт вопросы отец.
Владик:
— Не выбрасывай! Это я маме грелки принес, нам сейчас с супом давали (в садике).
— Мама! Кто сидит в машине спереди, тот передник, а кто сзади — задник!
— Позволяй задерживаться.
— Как это? — задаёт вопросы отец. — Ну, идти медлительно.
— Отправлюсь на кухню, взгляну, возможно, мама разбила чашку.
— А из-за чего ты так решил? — задаёт вопросы отец.
— А я слышал разбив.
Утром задаю вопросы Владика (он только что проснулся):
— Ты чего таковой тёплый?
— А я воспалился. Мне этой ночью электростанция приснилась.
— Мама! Кто сапоги чинит — сапожник?
-Да.
— А кто велосипеды — велосипедник?
Владик укладывается дремать и снимает футболку. Я говорю:
— Для чего ты снимаешь футболку, поскольку ночью замерзнешь.
Владик:
— По причине того, что я мужчина. А мужчина должен быть элегантным!
Укладываясь дремать, Владик требует:
— Мама, спой мне песню про ракетную установку.
— Какую песню? — не осознала мама.
— Ну, где расцветали яблони и груши.
— Мама, предугадай, как лошадь подзывают к себе?
— Не знаю.
— А я знаю. Вот так: Лошадка, иди ко мне!
— Вот таковой я ловкач! — сказал Владик, удерживая стульчик на вытянутой руке.
— У нас в садике один ребенок упал со стула и сейчас лежит целый в гипотиазите.
— Возможно — в гипсе?
— Ага, я это и желал сказать.
Слова, каковые создаются ребенком трех — пяти лет, неизменно узнаваемы, постоянно несут смысловую нагрузку.
Такое словотворчество разрешает ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.

К пяти годам ребенок применяет фактически все части речи, его словарный запас существенно возрастает.

В этом возрастном периоде характерной изюминкой речи ребенка есть применение ее для общения со сверстниками. А общение, со своей стороны, развивает обращение. Ребенок задает вопросы, говорит сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Сейчас он может назвать качества предметов, их показатели, отношения и т. д. Его восприятие делается осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Именно поэтому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать сверхсложные задачи, в случае если наряду с этим вы предоставите ему возможность замечать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному показателю на более большом уровне если сравнивать с прошлыми годами. Но логика его мышления достаточно необычна.

Вот как рассуждают дети: Ветер дует, по причине того, что деревья качаются, Я так и знал, что ты меня родила. Если бы отец, я был бы с усами, Звезды не падают, по причине того, что они как-то вертятся на небе.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни затем периода ребенок не запоминает с таковой легкостью самый всевозможный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит по большей части темперамент непроизвольного запоминания. Все занимательное для ребенка запоминается само собой. Тяжело запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам неспешно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стих, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.
Наряду с этим в обязательном порядке необходимо, дабы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, другими словами развивал смысловую память.

Благодаря формированию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет принимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных неприятностей. Ребенок не обожает наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, каковые ему нравятся и оказывают помощь решить моральные неприятности. В ней все герои или хорошие, или нехорошие. Это оказывает помощь ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его личные сложные эмоции. Ребенок желает быть похожим положительного героя, и так сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, другими словами развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Это оказывает помощь ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и приблизительно с пяти лет появляется рвение руководить собой, своими чувствами и своими поступками. Но это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению.

В качестве поощрения смогут выступать: улыбка, похвала, презент и т. д. Основное, дабы поощрение было заслуженным. Время от времени приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его преимущества, к примеру так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамью и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же сейчас, занимаясь своими делами, мирно разговариваете с ним. Ругать, читать нотации ребенку безтолку. К этому методу наказания направляться прибегать любой раз, в то время, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в этом случае может послужить формированию самых неприятных черт характера.

В обязательном порядке завлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать различные домашние дела. Делайте их с интересом, так, дабы ребенок наслаждался от данной деятельности.

Обращайтесь прося к нему: Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю. Либо так: Сейчас мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой. Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Сказать ребенку о том, как вы его любите, какой он превосходный — через чур мало для формирования у него высокой самооценки. Необходимо, дабы ценность личности измерялась какими-то настоящими делами. Для этого нужно, дабы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то свойствами либо навыками, каковые помогли бы ему гордиться собой. Попытайтесь сделать так, дабы ребенок не ощущал себя беззащитным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны неизменно придумывать ситуации, каковые давали бы возможность показать вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Не забывайте, но, что важными, опытными и могущими дети становятся неспешно, это процесс, занимающий много лет.
источник сайт кид ру

Тесты психического развития ребенка четвертого и пятого года жизни

1. Тест с кубиками

Употребляются кубики размером 8 куб.см.

А) Выстройте из кубиков мост (ребенок не видит, как вы это делаете), попросите ребенка сделать такой же мост. Ребенок трех с половиной-четырех лет копирует мост с модели.

Б) Из четырех цветных кубиков (светло синий и красного цвета) сложите фигуру (два красных кубика и два светло синий кубика). Дайте ребенку два красных и два светло синий кубика. Попросите ребенка сделать так же (наряду с этим он наблюдает на сложенную вами фигурку).

Ребенок трех с половиной-четырех лет, глядя на пример, копирует его.
Для ребенка четырех с половиной-пяти лет сделайте картинки первой и второй фигуры из кубиков на бумаге и попросите его, глядя на картинки, скопировать их, другими словами сложить из кубиков то, что он видит на бумаге.
Причем величина изображенных на бумаге кубиков в первом варианте соответствует величине настоящих кубиков. Во втором варианте модель фигуры кубиков дается в уменьшенном масштабе. В четыре с половиной-пять лет ребенок справляется с этими заданиями.
Тест выявляет способности ребенка создавать пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.

2. Тест с фигурами

Проводится на досках с вырезанными фигурами (круг, квадрат, треугольник). Любая из фигур разрезана на две части.
Попросите ребенка разместить все части фигур в соответствующих ячейках доски, дабы она была гладкой. Предварительно фигуры вынимаются на глазах у ребенка.
В случае если ребенок не осилит, ему позволяют собирать детали поочередно, а только после этого всю доску полностью. К примеру, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и, продемонстрировав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, дабы опять все стало гладко и верно. После этого точно так же поступаете с двумя другими деталями. По окончании того, как ребенок выполнил задание, опять рассыпаете перед ним детали и просите починить все снова.

Ребенок трех с половиной-четырех лет может собрать верно доску, но по окончании того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.
Для ребенка четырех с половиной-пяти лет фигуры складываются из четырех равных частей. Ребенок четырех с половиной-пяти лет может сложить доску с тремя фигурами, из четырех равных частей любая, без предварительной работы над отдельными фигурами.
Данный тест выявляет свойство зрительного восприятия фигур , познание отношения части и целого, сходства и различия.


3. Тест с пирамидкой и матрешкой

Предложите ребенку собранную пирамидку из пяти колец различного размера и матрешку с пятью вкладышами.
На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Потом попросите ребенка самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец.
Так же поступают с матрешкой. Ребенок четырех-пяти лет самостоятельно собирает 5 матрешек в одну, ориентируясь на размер. Возможно оказана помощь по совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки ребенку трех-четырех лет.
Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.

4. Тест на сортировку предметов по форме и цвету

Подготовьте разноцветные (красные, светло синий, белые) фигуры (круги, квадраты, треугольники). Эти фигуры возможно изобразить на карточках, закрасив их соответствующим цветом.
Продемонстрируйте ребенку комплект карточек с изображением фигур . Попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник, квадрат. Скажите, показывая на соответствующую фигуру: Сюда положи все круги, такие же как данный, сюда — все похожие треугольники, а сюда — все квадраты.
После этого смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, светло синий и белый круги, аналогичным образом попросите его опять разложить карточки на новые группы — по цвету. То же самое ребенок делает с остальными фигурами поочередно. И лишь по окончании того, как ребенок справляется с этими заданиями, попросите его разложить сходу все фигуры по группам, в соответствии с их формой и цветом.

Ребенок трех-четырех лет делает это задание на сортировку по цвету и форме.

5. Тест на усвоение функциональных значений предмета

Готовите карточки с изображением разных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом, стол, телевизор, автобус, книга. се карточки раскладываете на столе.
Попросите ребенка продемонстрировать вам предметы, каковые вы обрисовываете по методу их потребления (к примеру: Продемонстрируй мне, чем мама тебя причесывает?).
Ребенок трех-четырех лет верно определяет все 9 предметов по их функциям.

6. Тест на элементарное познание количественных взаимоотношений

Готовите два комплекта карточек, где нарисовано по одному мячику, котенку, мальчику, карандашу, дереву, и карточек с несколькими мячиками, котятами, мальчиками, карандашами, деревьями.
Попросите ребенка продемонстрировать вам карточку, где иображен лишь один мячик и т. д. и карточку, где большое количество мячиков, карандашей и т. д.
Ребенок должен делать это задание верно уже в три с половиной года.

7. Тест на группировку предметов

Нужны карточки с картинками животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей (любая категория представлена тремя карточками).
Попросите ребенка: Продемонстрируй мне картины, на которых нарисовано то, что мы на себя надеваем.
Посоветуйте ребенку, если он не смог верно выполнить задание. (Ребенку трех с половиной лет требуется 2-3 совместных подбора.)
Четырехлетний ребенок должен самостоятельно находить картины одной категории: продемонстрируй мне, что возможно скушать, то, что не редкость на столе на кухне, что стоит в комнате, на чем возможно ездить, люди, животные, что необходимо для умывания и т. д.
Тест показывает степень развития у ребенка свойств к обобщению по конкретному функциональному показателю.

8. Тест на неспециализированную осведомленность

Спросите у ребенка, что нужно сделать, в то время, когда хочется дремать, в то время, когда холодно, в то время, когда захочется имеется.
Ребенок должен последовательно изложить все действия. Если он затрудняется, объясните ему словами, попросите его продемонстрировать то, что необходимо сделать (ребенок может применять для этого игрушки).
Ребенок уже в четыре года может достаточно полно и последовательно растолковать все нужные действия.


9. Тест на ориентировку в пространстве

Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. После этого попросите запрятать мишку под стол и достать карандаш из-под стула. После этого спросите, где верх, где низ, что означает — пойти вперед, а что означает — пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.
В три с половиной года ребенок еще совершает 1-2 ошибки, но в четыре года он должен делать все задание верно.

Возмите 24 картины с нарисованными на них разными предметами. Предложите ребенку пристально их рассмотреть.
У вас в руках второй точно такой же комплект картин.
Вы показываете ребенку одну картину и просите его найти среди множества картинок тот, что похож на эту картину. Сперва спросите ребенка, что нарисовано на картине, после этого он отыскивает ее среди других.
Ребенок трех с половиной лет находит 8-10 изображений из 10, наряду с этим довольно часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, ищет, опираясь на словесное обозначение, исходя из этого смогут быть ошибки, в то время, когда ребенок подбирает, к примеру, к картине с яблоком арбуз, назвав и то и другое яблоком.
Ребенок четырех-пяти лет легко делает это задание.

А) Попросите ребенка выполнить пара действий подряд: подняться со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и возвратиться на место.
Предварительно объясните ребенку, что он должен пристально выслушать и запомнить все действия.
Ребенок трех-четырех лет верно делает 5-6 действий, а ребенок четырех-пяти лет справляется со всеми действиями подряд.

Б) Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: Его кличут Димой. Он обучается в школе; Сейчас на улице большое количество грязи и луж; Катя услышала свисток и заметила поезд; Летом в лесу было большое количество грибов и ягод.
После этого зачитайте цифровой ряд:
4-7-1; 3-8-6; 2-5-9; 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-1-9-6.

Ребенок трех-четырех лет повторяет 2-3 фразы с ошибками и 2-3 цифры.
Ребенок четырех-пяти лет повторяет верно практически все фразы и 3-4 цифры.

В) Продемонстрируйте ребенку 10 карточек с изображением несложных и привычных ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его именовать их. (Показываете по одной картине, закрывая все остальные.) После этого закрываете все картины листом бумаги, просите ребенка назвать те картины, каковые он запомнил.

Ребенок трех с половиной-четырех лет отгадывает 4-6 карточек по окончании повторений.
Ребенок четырех-пяти лет запоминает и отгадывает 7-8 карточек из 10.

12. Тест на словарный запас

Продемонстрируйте ребенку по отдельности картины с изображением разных распространенных, общеизвестных предметов и спросите: Что это? либо Что тут нарисовано?
Ребенок трех с половиной лет верно именует фактически все изображения, затрудняется назвать сходные предметы (к примеру, автобус, троллейбус). В четыре с половиной года ребенок именует все изображения верно.

13. Тест на большую моторику

Ребенок четырех лет спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступень.

14. Тест на узкую моторику

Ребенок четырех-пяти лет может нарисовать человека: туловище, голова, руки, ноги, элементы одежды. Скопировать рисунок дома с трубой и забором около дома.

15. Тест-наблюдение Культура общения

Ребенок трех — пяти лет в ходе общения со сверстниками и взрослыми должен мочь поблагодарить за оказанную помощь, выразить свою просьбу словами, обращаться к сверстнику, именуя его по имени, говорить в приветливой форме, выполнять правила поведения: вести себя нормально, не кричать, не мешать окружающим, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.
источник сайт кид ру

Возраст от четырех до шести — период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него начинается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к родным, появляется потребность в приятелях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.

Получает кроха и известную самостоятельность.

В совершенстве он уже может самостоятельно имеется, хорошо ходит и бегает, легко говорит, научен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, само собой разумеется, не означает, что все неприятности решены. При неправильной тактике легко, к примеру, нарушается аппетит либо режим сна.

Развитие ребенка до года

Сходу увидим, как и на прошлых возрастных этапах, мерилом верного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году кроха вырастает примерно на 10 см, а в весе прибавляет около трех килограмм. В будущем темп данный пара замедляется: до 5-7 см и до двух килограмм ежегодно. В случае если ребенок выдерживает данный темп, особенного тревоги появляться не должно.
Ночной сон в это время, как и раньше, должен быть не меньше 10 часов. И практически до самой школы рекомендуется кроме этого и дневной сон — час-полтора.

Появляются узнаваемые проблемы с вечерним засыпанием. Исходя из этого отход ко сну нужно обставить особенным ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, нежная и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, увлекательная сказка либо поучительная история, говоримая нормально, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина.

Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка. Особенно это относится детей со не сильный типом высшей нервной деятельности.

Навыки опрятности в большинстве случаев уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он продолжает; время от времени просыпаться мокрым. И в этом случае нет места избыточной спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам чтобы он сходил на горшок. Пускай все идет естественным методом.

Для привития гигиенических навыков применяйте тягу ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. В случае если взрослые сами неизменно делают требования гигиены, то и кроха в итоге почувствует необходимость вымыть руки перед едой: и как же, он так как совсем большой.
Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою самость, у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Непременно, запрещено еще сказать о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные правила и нравственные оценки, однако он уже превосходно знает, что такое хорошо и что такое не хорошо, он уже может осознать, что нужно слушаться и уважать старших, что неприлично выполнять те либо иные поступки, он способен волноваться такие эмоции, как гордость и стыд.

Основным стимулом деятельности есть оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он значительно чаще совершает для того, дабы заслужить похвалу.

Развитие ребенка до года

Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может вынудить, себя (хотя бы на время) не шуметь, в случае если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может — присмиревший и важный — подойти к ней, дабы утешить, дабы оказать помощь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.

В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. К примеру, кроха делится с вами либо с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И вряд ли необходимо тут же отдавать конфету либо грушу ему обратно. Напротив, нужно разрешить ему вкусить радость своего великодушия а также самопожертвования, в случае если желаете. Эта радость разовьет в будущем благодатные свойства его души.

Уже в дошкольном возрасте нужно воспитывать у ребенка свойство принимать во внимание с потребностями и потребностями других, в первую очередь вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам на данный момент некогда, что у вас неотложные дела, серьёзная работа.

Нужно обучать его кроме этого ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать ждать своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сходу, но в полной мере доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма окажут помощь крохе безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в будущем и к школе.

Серьёзным причиной при воспитании дошколят есть склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: Не думайте, что вы воспитываете ребенка лишь тогда, в то время, когда с ним говорите либо поучаете его, либо приказываете ему. Вы воспитываете его в любой момент вашей жизни, кроме того тогда, в то время, когда вас нет дома. Как вы наряжаетесь, как вы говорите с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь либо печалитесь, как вы обращаетесь с приятелями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка громадное значение.

Мельчайшие трансформации в тоне ребенок видит либо ощущает, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми дорогами, вы их не подмечаете. А вдруг дома вы неотёсанны либо хвастливы, либо пьянствуете, и вдобавок хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете громадный вред вашим детям, вы уже воспитываете их не хорошо. Пожалуй, лучше и не скажешь.

Для большинства детей в простых условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир думается им устроенным самым лучшим образом. Необходимо постоянно помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы.

Ненужно говорить при детях разные ужасные истории, сказать о серьёзных заболеваниях и смерти, по причине того, что для иного ребенка подобная информация может стать сверхсильным раздражителем, необычным трамплином для нервного срыва. Необходимо неспешно, очень осторожно и в более старшем возрасте вводить мелкого человека в сложный и противоречивый взрослый мир.

Дошкольный возраст — период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: . какой это прекрасный живописец! Творец с первоклассным поэтическим эмоцией. Стоит только понаблюдать за его первыми играми, пока он не сломан рассудочностью, дабы заметить, какая звездная красота одухотворяет их, какая совершенная простота и какие конкретно загадочные отношения обнаруживаются наряду с этим между несложными вещами.

Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок сооружает тяжёлый мир, пересеченный невиданными резонансами, каковые поют и волнующе сталкиваются среди яркой эйфории, не поддающейся анализу. Ребенок знает значительно больше, чем мы думаем. В своей невинности он умён и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути.

Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует практически все, он задает взрослым тысячи вопросов и на любой требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок обожает и требует повторений — они оказывают помощь ему запомнить и лучше осознать объяснение, исходя из этого нельзя сердиться и обрывать малыша, в то время, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые данный возрастной период так и назвали — стадия вопросов. Крайне важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.

Когда-то Л. Н. Толстой писал, что для детей нужно писать так же, как для взрослых, что наиболее полезны и значимы те художественные произведения для детей, каковые одинаково занимательны и взрослым. В таких произведениях заключена глубокая жизненная и художественная действительно, но подана она так, что любой принимает ее в зависимости от жизненного опыта.

Таковы, к примеру, Винни-пух, Аленький цветочек, детские рассказы Толстого, сказки Андерсена и народные сказки. В своих ответах детям мы должны придерживаться для того чтобы же принципа, в особенности это относится ответов на самые непростые вопросы.

Неправильные объяснения, ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка смогут привести к печальным итогам. В большинстве случаев, в случае если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со своими переживаниями, сомнениями. Это, со своей стороны, отчуждает своих родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия нереально обычное развитие ребенка.
Для обычного развития личности ребенка и всех ее составляющих — интеллекта, способности к творчеству, эмоциональной и социальной сферы — нужно, дабы он с самого раннего детства испытывал чувство защищенности, принимал заботу взрослых о себе.
В возрасте 5-6 лет у детей наступает узнаваемый в психологии пик страхов, в то время, когда возрастает число детских страхов, боязней и их интенсивность. К 6 годам отмечается осознание конечности отдельной жизни и формирование страха смерти.

Таковы, в общем, основные особенности психологии детей дошкольного возраста.
источник сайт кид ру