Система воспитания монтессори

Предварительный просмотр:

Педагогическая система М.Монтессори

Система воспитания монтессори

Мария Монтессори (31.08.1870 — 06.05.1952) – первая дама-доктор в Италии, ученый, педагог и психолог, которая в первый раз начала использовать свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в Доме ребенка, открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Замечая за детьми, Мария способом проб и ошибок неспешно создала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих государствах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя десятилетие коммунисты закрыли эти детские сады. Лишь в 1992 году система Монтессори возвратилась в Россию.

Основная мысль данной педагогической системы: большое раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального сотрудничества с детьми различного возраста и наряду с этим всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Таковой педагогический подход разрешает сохранить физическое и психологическое здоровье ребёнка в ходе обучения и дать ему максимум знаний.

Педагогика Монтессори — это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но в случае если в каких-то случаях ему нужна помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются лишь тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В неповторимой системе самовоспитания и саморазвития мелких детей главное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, формированию эмоций (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и небольшой моторики. В данной системе нет единых требований и программ обучения. Любой ребенок работает в собственном темпе и занимается лишь тем, что ему весьма интересно.

Философские взоры Монтессори базируются на Космической теории,в которой отражается познание природы ребенка и законов его развития.

Все… живые существа в ходе питания либо поисков пищи делают космическую задачу, которая содействует тому, дабы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты.

Фундаментальный принцип системы Монтессори — Помоги мне сделать это самому!. Это значит, что взрослый должен осознать, что интересует малыша сейчас, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться данной средой. Так, взрослый оказывает помощь каждому ребенку отыскать свой личный путь развития и раскрыть свои природные способности. Всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

О сновные составляющие системы Монтессори, разрешающие реализовать личный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку конкретно в ходе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать собственные.

Сущность воспитания по М.Монтессори – содействие психофизическому формированию ребенка (Помощь жизни с самого рождения). Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она неизменно подчеркивала наиболее значимую роль развития восприятия и органов эмоций (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных свойств, неспециализированного развития в целом.

Цели и задачи воспитания

Цель- достижение всемирный гармонии, построение универсального общества.

Основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, конечно для возможности выбора и независимой деятельности.

По Марии Монтессори. процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии.

  • первая стадия детства (0—6 лет);
  • вторая стадия детства (6—12 лет);
  • молодость (12—18 лет);
  • взросление (18—24 года).
Система воспитания монтессори

Любая из этих стадий представляет собой отчётливый независимый отрезок развития.

В период от 0 до 6 лет познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира через инстинктивное развитие эмоций: обоняния, осязания, зрения, слуха. Целью воспитания в возрасте от 0 до 6 лет есть оптимизация процесса естественного развития, достижение нормализации. Решаются задачи содействия формированию: концетрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно обучаться.

От 6 до 12 лет ребенок делается на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Целью воспитания есть формирование вселенского сознания и эмоции ответственности перед человечеством. На этом этапе решаются задачи :1)помогать формированию системного и экологического мышления ; 2)продемонстрировать место Земли и человека в Космосе; 3) посеять семенаразных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет ребёнок деятельно ищет свое место в обществе. Цель воспитания – развитие способности к действенному сотрудничеству с социумом. Задачи. 1)помогать личному формированию подростков; 2)позволить полноценного образования.

Педагогические правила М Монтессори:

1)Содействие естественному формированию (природосообразность);

2)Сотрудничества с подготовленной средой;

3)Свободы выбора в подготовленной среде;

4)Личной активности в учении (мотивационная,двигательная, самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);

5)Предметности в учении.

В соответствии с правилам Монтессори, детям предоставляется как возможно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее громадного душевного напряжения.

Основной способ Монтессори — это свободная работа детей в подготовленной среде при ограничении прямого действия педагога.

Способы воспитания в разные периоды развития:

От 0 до 6 лет применяют способы воспитания. наблюдение; оказание помощи; показ; предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития; поддержание правопорядка и рабочей атмосферы; отдельные упражнения со всей группой.

От 6 до 12 лет применяют способы воспитания. наблюдение; помощь в независимом изучении материала; от общего к частному, от целого к деталям: презентация неспециализированных схем; пробуждение и активное применение силы воображения; групповые занятия.

От 12 до 18 лет применяют способы воспитания: помощь в независимом изучении; помощь в овладении базами профессий; чередование учебной деятельности с практической работой; пробуждение интереса к разным видам практической деятельности и наукам; ориентация обучающихся в учебном материале.

Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:

  • Ребенок деятельный. Роль взрослого конкретно в акции обучения вторична. Он ассистент, а не наставник.
  • Ребенок — сам себе преподаватель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Потому, что в группах занимаются дети различного возраста, старшие дети становятся преподавателями, наряду с этим они обучаются заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают независимые решения.
  • Занятия проходят в намерено подготовленной среде.
  • Ребенка необходимо заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, эмоциях.
  • Ребенок делается самим собой, в то время, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

Система воспитания монтессори

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок обучается, в первую очередь, играясь с предметами. Предметом игры может стать каждая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но имеется и особые классические монтессори-материалы – известная Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и другое.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели. прямую и косвенную. Первая содействует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на возможность (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Любой дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и в случае если ребенок в первый раз взял тот либо другой материал, педагог проводит презентацию материала. В занятия кроме этого входит Круг. Это место сбора детей, на котором происходит обсуждение проживаемой ситуации. За ребенком остается право независимого высказывания, Круг заканчивается и дети приступают к творческому заданию, которое соответствует теме Круга.

В группе имеется определенные правила. со временем старшие дети обучают снова прибывших детей. Кроме этого одной из основных изюминок группы есть разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, со своей стороны, оберегают и оказывают помощь младшим, что учит их толерантности.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек различного возраста, от 3 до 6 лет.

Занятие в группе Монтессори включает:

  • работу в Монтессори-среде;
  • круг знакомства с окружающим миром;
  • творческую мастерскую;
  • в гостях у сказки;
  • аэробику для малышей.

Свободная работа с Монтессори — материалами — это личная работа в намерено подготовленной развивающей Монтессори — среде, направленная на всестороннее развитие ребенка.

Круг — это особенная форма работы в способе Монтессори. Он включает в себя приветствие — эмоциональное начало работы, дети здороваются со своими приятелями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; знакомство с окружающим миром, с социальной действительностью.

Творческая мастерская – это применение разных техник в доступной форме: рисование ладошками, с применением поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие небольшой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

В гостях у сказки – на занятии педагог показывает детям сказку, которая направлена на развитие речи, познание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей.

Аэробика для малышей — это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и фит-болом, танцевальные движения — все это оказывает помощь детям купить здоровье, красоту, гармонию.

Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет применяют учебные разделы подготовленной среды поделённые на территории:

  1. Территория упражнений в повседневной жизни — материалы, благодаря которым ребенок обучается следить за собой и своими вещами, т.е. то, что необходимо в повседневной жизни.
  2. Территория сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов эмоций, изучения величин, размеров, форм и пр.
  3. Математическая территория — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Территория родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
  5. Территория Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения баз ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.

Созданные М. Монтессори материалы для развития органов эмоций выпускаются и сейчас. Монтессори придумала обширно вошедший в практику детских садов чудесный мешочек (сшитый из ткани), в который кладут различные небольшие вещи, каковые дети определят на ощупь. Огромным преимуществом методики есть непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори.

Недостатки системы М. Монтессори

Как и у всякой системы тут также имеется свои минусы:

1.Система концентрируется только на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности.

2.В системе нет ролевых и подвижных игр.

3.Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (тогда как изучения психологов говорят об обратном). направляться подчернуть, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах в обязательном порядке создают простые игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

Система воспитания монтессори

4.По окончании демократичной системы Монтессори детям тяжело привыкнуть к соблюдению дисциплины в простых садах и школах.

Заповеди Марии Монтессори:

  1. Ни при каких обстоятельствах не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Ни при каких обстоятельствах не скажи не хорошо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге нехорошему будет оставаться меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное сотрудничество с ней. Показывай место каждого развивающего материала и верные методы работы с ним.
  5. готовься отозваться на призыв ребенка, который испытывает недостаток в тебе, постоянно прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет на данный момент либо чуть позднее исправить ее, но срочно твердо останавливай любое некорректное применение материала и любое воздействие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его формированию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего либо замечающего за работой других, либо размышляющего о том, что он делал либо планирует делать. Ни при каких обстоятельствах не кличь его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не имеет возможности выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность оказать помощь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все отыскал.
  10. Неизменно в обращении с ребенком применяй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что имеется в твоем распоряжении.