Сколько отрастают ресницы

Предварительный просмотр:

Урок 19
Рисование с натуры Орудия труда человека
(карандаш)

Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы с передачей сокращенного в возможности круга; познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; обогатить и углубить элементарные знания школьников об орудиях труда человека; развивать умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любви к труду, аккуратности.

Изобразительный ряд: пример педагогического рисунка Орудия труда человека (карандаш); фанерные или картонные круги; детские ведро и лопатка; гипсовый цилиндр.

Литературный ряд: стих С. В. Михалкова Наши дела; загадки.

I. Организация класса.

Сколько отрастают ресницы

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Преподаватель. на данный момент тема урока – Орудия труда человека.

Отгадайте, какие конкретно конкретно орудия труда вы начнёте рисовать.

Рядом с дворником шагало, разгребало снег кругом

И ребятам помогало делать гору, строить дом.

Верно, это лопата.

За водой идут – песни звонкие поют,

А назад идут – слезы льют.

Правильно, это ведра.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Преподаватель. В то время, когда человек появился на свет, он не захотел зависеть от окружающего мира, а решил разрешённый мир поменять. И люди до сих пор изменяют его – все стремительнее и стремительнее. Мы с полным правом можем именовать данный мир нашим: он полон нашими зданиями, приспособлениями, машинами. Со времен первых орудий труда, созданных еще в каменном веке два миллиона лет назад, люди продолжают изобретать все новые и новые вещи, чтобы сделать жизнь легче, эргономичнее, надёжнее и увлекательнее. Но кое-какие из этих вещей так важны, что без них мы не могли бы и сейчас делать определенные трудовые операции. К таким орудиям труда относятся как раз и лопата с ведром.

IV. Вводная беседа.

Преподаватель. Вспомните, что вы понимаете об этих предметах с уроков природоведения и технологии.

? Каково практическое назначение лопаты?

? Для чего нужно ведро?

Первые фермеры, жившие около 9 тысяч лет назад на Среднем Востоке, быть может, здорово уставали. Они тогда осознали, что семена растут лучше, если перед посевом взрыхлить землю и позднее прополоть всходы. А помогали им в данной работе оленьи рога и острые палки. Ничего себе работа! Спину так и ломило. А уже около 6 тысяч лет назад египтяне пахали землю заточенным куском твёрдого дерева. И уж по окончании появилась лопата.

? А вы помогаете своим родителям и бабушкам с дедушками в обработке огорода и сада?

Молодцы! Послушайте стих о том, как и другие юноши оказывают помощь своим родным.

– Я утром раньше всех поднимаюсь

И сам стелю постель свою.

У нас большое количество с ним хлопот.

– В лесу мы бродим целый сутки,

И нагибаться нам не лень!

Большое количество дела детворе

В густом лесу, в доме, во дворе,

Сколько отрастают ресницы

А главное – за партой в школе.

V. Анализ внешнего вида и изюминок предметов цилиндрической формы.

Преподаватель. Перед вами детские лопатка и ведро.

? Каковы очертания лопаты и ведра?

Верно, лопата имеет цилиндрическую форму, исходя из этого на данный момент вы выясните, как необходимо изображать предметы цилиндрической формы на плоскости листа бумаги.

? Каковы пропорции лопаты и ведра?

Правильно, у лопаты рабочая часть укладывается в черенке четыре раза. Наровне с этим рабочая часть по высоте и ширине имеет однообразные пропорции. А ведро по высоте больше его ширины.

? Какую окраску имеют лопата и ведро?

Предметы быта, техники, объекты природы, каковые вам необходимо будет рисовать, частенько имеют форму цилиндра, конуса, шара. Чтобы правильно их рисовать, нужно хорошо мнить себе особенности их видимой формы при различном положении в пространстве.

У цилиндра имеется два основания. Верные круги оснований мы можем подметить только в том случае, если замечаем на него сверху или повертываем его к себе основанием фронтально. В каждый ситуации мы видим основания сокращенными, так и нужно передавать их на рисунке.

VI. Работа над новым материалом.

Преподаватель. Делая рисунок этих предметов, пользуйтесь линией симметрии.

? Что это за линия, для чего она нам нужна?

Верно, линия симметрии делит пополам предмет на две зеркально похожие части. Пользуясь линией симметрии, мы строим предмет более легко и правильно.

Ведро цилиндрической формы. Давайте рассмотрим цилиндрическую форму на примере стеклянного стакана. Благодаря прозрачности вы хорошо видите форму дна. Это пример того, как дно, имеющее форму круга, на рисунке будет изображаться в форме овала. Это явление зрительного сокращения формы круга вероятно подметить способом наблюдения картонной или фанерной модели – круга. Если то поднимать его выше ваших глаз, то, напротив, опускать ниже глаз, вы видите зависимость между положением круга по отношению к горизонту и степенью его перспективного сокращения.

Технические приемы изображения сокращенного круга.

Посмотрите, какие конкретно конкретно приемы изображения сокращенного круга вероятно использовать. Форма овала вероятно различной в зависимости от соотношения (расстояний) между большой и малой его осями.

Преподаватель рисует на доске овал – эллипс.

Вероятно нарисовать овал по его осям. А вероятно обойтись и без осей и изобразить овал плавной линией. не отрывая карандаш от бумаги.

Показывает на доске любой прием пара раз, а обучающиеся повторяют это в тетрадях.

Делая предметы цилиндрической формы, неизменно не забывайте о том, как очень важно точно передавать степень сокращения круга в возможности.

на данный момент мы делаем рисунок непрозрачного цилиндрического предмета – ведра. Исходя из этого рисовать его дно будем как бы насквозь, чтобы форму передать точно.

Передача объема при помощи светотени.

Чтобы нарисовать предметы более реалистичными, художникам нужно передать количество этих предметов.

Передача освещения при помощи броских и тёмных тонов называется в искусстве светотенью. Светотень играется громадную роль. Благодаря светотени вероятно изобразить объемность людей и предметов. Светотень передает живую прелесть природы, воздушное пространство, нескончаемое разнообразие света и тени.

Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.

В рисунке освещенные части предметов называются светом. неосвещенные – тенью.

Участки перехода света к тени именуют полутенью.

Личная тень получается на тех участках поверхности предметов, куда лучи от источника света не падают.

Тень от предмета именуют падающей тенью.

В собственных тенях различают более броские места – рефлексы. получающиеся от отраженного света, другими словами подсвечивания собственной тени.

На предметах с блестящей или прозрачной поверхностью – металле, стекле – образуются блики. Блики – это участки поверхности, каковые являются наиболее освещенными.

Необходимо помнить, что на округлых предметах самое броское и самое тёмное места пара отодвинуты от края.

VII. Педагогический рисунок.

Преподаватель растолковывает последовательность выполнения рисунка и показывает на примерах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок лопаты и ведра (см. Приложение).

1. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге каждым из предметов. Проведем линию симметрии. Значение данной линии улучшается, потому, что она разрешает проверить правильность построения рисунка. Укажем высоту каждого из предметов.

2. на данный момент необходимо отметить величину изображения на бумаге. Для этого укажем действительные пропорции предметов – отношения ширины к высоте. У ведра высота будет чуть больше, чем у его края, а вот дно намного меньше высоты. У лопаты черенок в четыре раза больше самой лопаты. Исходя из этого высоту лопаты поделим на четыре части, самая нижняя будет высотой рабочей части.

3. Передадим возможность окружности краев и дна ведра. Изображаю деланные выводы в возможности круги его краев и дна. Посмотрите, дно, расположенное ниже краев ведра, должно изображаться в виде более широкого овала, чем края. У лопаты прорисуем толщину черенка. Определим форму рабочей части лопаты – чуть закругленный край с острым концом.

4. Выполним лопату и ведро в тоне при помощи светотени. Вы видите, что переход от освещенной части ведра к теневой мягкий и постепенный. В первую очередь косой штриховкой заштриховываем всю поверхность и ведра, и лопаты, занятую тенью и полутенью. Затем наносим самое тёмное место – падающую тень от ведра. Прокладываем тень на самом предмете. Прорабатываем светотень, следя за передачей мягкости переходов от полутени к тени. Как тень, так и переходы, лучше наносить штрихами по форме, другими словами повторяя форму поверхности предмета. Рисунок закончен.

Чтобы достигнуть мягкости перехода от броского к тёмному, не требуется растирать штрихи пальцем или бумажкой, а необходимо добиваться этого усилением или ослаблением нажима пальцев на карандаш и изменением расстояния между штрихами. Особое внимание обратите на то, чтобы в штриховке не было случайных пятен или линий.

Показ приемов нанесения светотени при помощи рисунка на доске сопровождается объяснением.

VIII. Независимая работа обучающихся.

Задание. Делая самостоятельно рисунок лопаты и ведра, неизменно сравнивайте свои картины с натурой.

1. Выставка обучающихся.

Преподаватель. А сейчас перед вами юноши продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что тут грамотно переданы пропорции и очертания лопатки и ведра.

2. Обобщение изученного материала.

? Какая линия на данный момент помогала нам выполнить предметы цилиндрической формы – лопатку и ведро – грамотнее?

А уж там смеется дедка

? Кто из вас знает что-нибудь о создателях деревянной игрушки в селе Богородском (Столичная область)?

Народные мастера из села Богородское создают деревянную резную игрушку, в которой отражены нужные традиции искусства резьбы, заключена богатая пластика.

Посмотрите, как остроумно действуют эти игрушки.

Вы поняли, что главные персонажи богородской игрушки – зайцы, медведи, лисицы – трудятся у станка, ездят на лыжах, летают в космос, фотографируют Луну. Современные темы решаются по-игрушечному весело, с выдумкой. Особенно близки мастерам басня, сказка.

Один из наиболее ветхих по времени происхождения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергиевой лавре (сегодняшний город Загорск) снабжала хороший сбыт продукции мастеров. По примеру других промыслов в Богородском на рубеже XVI–XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XVIII веке она приобрела достаточно самобытный темперамент по тематике и в манере исполнения. XIX в. дал новые стимулы формированию творчества богородских мастеров. Не без влияния статуэток из фарфора, изображающих обитателей, крестьян, игрушка становилась скульптурой, сюжеты и мотивы которой шли от лубка, но трактовались по-своему, с учетом изюминок дерева. На этом этапе развития в богородской игрушке и скульптуре появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными, раскованными в движении. С этим связано и введение в богородскую скульптуру окраски. Вправду, раскраску некоторой части изделий делали уже ремесленники Сергиева Посада, куда действовала продукция богородских резчиков.

Для изготовления игрушки и скульптуры с покон столетий употребляется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и разрешает в скульптурном изображении воспроизводить каждые маленькие детали. Но богородские мастера умело используют разделку поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем характерные особенности изображаемого человека или животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с чистыми поверхностями броского дерева.

Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, разрешают делать все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и заканчивая отделкой, завершающей процесс создания скульптуры.

Для одинарной игрушки или скульптуры проста собранность формы, продиктованная объемом заготовки, которая получается в следствии раскалывания полена на четыре части. Таковы фигуры гусаров, барынь и других типажей в скульптуре конца XIX в.

Богородский промысел имеет активную тенденцию к формированию своего искусства. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и в художественном училище, расположенном в Загорском районе. Обучение проводится и конкретно на производстве способом передачи баз ремесла умелыми мастерами молодому поколению.

Умелая подготовка кадров резчиков разрешает находить новые неповторимые решения игрушек и все чаще создавать работы, мнящие неповторимую декоративную скульптуру из дерева.

V. Анализ монументов искусства.

Преподаватель. Перед вами настоящие богородские игрушки (показывает фотографии). Рассмотрим остроумные эти игрушки.

В отличие от игрушек Севера и Поволжья, в Богородском и Сергиевом Посаде делают фигурки реалистические. Их вначале обрубают топором, а затем детально отделывают ножом и стамесками. Шепетильно прорабатывают шерсть животного или оперение птицы, но выполняются они орнаментально и декоративно. Рельефные, плоские и заглубленные порезки создают удивительно прекрасную игру поверхности и выявляют красоту неокрашенного дерева. Все это оказывает помощь сохранить определенную меру условности и выделить ясность формы.

Узнаваемые Кузнецы стали знаком русской народной деревянной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигурки кузнеца и медведя. Завлекают не только занимательный сюжет, теплый юмор, типичность персонажей, но и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, в то время, в то время, когда двигаешь планочки.

В виде богородского коня завлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи, динамичная линия силуэта – так создается прекрасный и могучий образ.

Медведь в богородской игрушке – большой и хороший зверь. Вместе с тем мастер подчеркивает в его характере черты, присущие человеку.

Интересно подчернуть, что игрушечный медведь может делать не только классическую крестьянскую работу: пилить дрова, косить траву, ловить рыбу, подметать, носить воду, пахать, – но и играться в хоккей, мыться под душем и работать на компьютере.

Игрушка получается запоминающейся и весёлой. Так в народной игрушке нашли отражение ветхие и современные сюжеты.

Самое притягательное в народной деревянной игрушке – броская образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным выдумкой.

Изображение любимых игрушек окажет помощь вам в оформлении подарочных изделий, каковые вероятно сконструировать из коробков, коробочек, катушек на уроках труда. Это смогут быть звери, машины, мебель, куклы.

VI. Работа над новым материалом.

? Что вы понимаете о художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву?

? Что вы понимаете об украшениях крестьянских деревянных изб?

? Почему эти дома напоминают сказочные?

? Какие конкретно конкретно мастера делают кухонную утварь, украшенную травкой, купавами и розанами?

? Какие конкретно конкретно деревянные игрушки народных мастеров вы уже понимаете?

? Какие конкретно конкретно образцы народной деревянной игрушки видятся в глиняной игрушке?

? Каковы любимые изображения в народной росписи, вышивке и игрушке?

VII. Педагогический рисунок.

Преподаватель растолковывает последовательность выполнения рисунка и показывает на примерах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок богородской игрушки (см. Приложение).

1. Определяю положение страницы в зависимости от композиции. У меня будет игрушка, складывающаяся из двух героев, исходя из этого лучше лист расположить по горизонтали. Намечаю размеры каждого из героев – медведя и мужичка.

2. Намечаю движение каждого из героев. Мужик сидит прямо, а медведь согнулся вперед, чтобы бить по наковальне. У каждого из них – молоток. А сидят они на двух бревнах. Эти бревна движутся и приводят в действие игрушку – любой из героев попеременно бъет молотком по наковальне.

3. Точно прорисую движение каждого из героев. Изображаю одежду мужика – продолжительную рубаху, широкие штаны и лапти, на голове – высокая шапка. Уточняю фигуру медведя и прорисовываю его морду.

4. Делаю цветом охры заливку всей игрушки. Для проработки объема делаю коричневым цветом складки одежды, отдельные части тела у медведя. Узкой кистью темно-коричневым цветом прорисовываю маленькие детали. Рисунок закончен.

VIII. Независимая работа обучающихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок богородской игрушки карандашом и гуашевыми красками.

1. Выставка обучающихся.

Преподаватель. А сейчас перед вами юноши продемонстрируют самые неповторимые работы. Посмотрите, как творчески … (фамилии, имена учеников) подошли к выполнению этого тяжёлого задания.

2. Обобщение изученного материала.

Вы поняли, что народная игрушка разрешает нам лучше выяснить историю народа, учит ценить и понимать традиции и народную мудрость.

? Какие конкретно конкретно деревянные игрушки народных мастеров вы уже понимаете?

? Что имеется изюминкой народной деревянной игрушки?

Самое притягательное в народной деревянной игрушке – броская образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным выдумкой.

Урок 22
Декоративная работа Красота в умелых руках
(гуашь)

Цели: ознакомить с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и изюминками рисунка Хохломы; производить умение делать элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, количество предмета; развивать воображение, художественный вкус; воспитывать интерес к урокам рисования, уважение к тем, кто творит такие произведения искусства.

Изобразительный ряд: иллюстрации произведений различных видов народных промыслов; пример педагогического рисунка Красота в умелых руках (гуашь).

I. Организация класса.

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Преподаватель. на данный момент наш урок на тему Красота в умелых руках посвящен изучению старинного народного промысла – хохломской росписи или хохломы.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Преподаватель. Человек с покон столетий старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов. В дома – полотенце вышивая, расписывая посуду, обои. В каждом селе имеется свои умельцы. Но имеется села, в которых все, от мелка до огромна, занимаются чем-то занимательным, делают какие-либо красивые вещи. Это и имеется промысел…

? А какие конкретно конкретно народные промыслы вы понимаете?

Верно, вы уже привычны с искусством Полхов-Майдана и Гжели, Городца и Загорска, Жостова. посмотреть на эти образцы народных промыслов.

? Выясните, к каким промыслам они относятся.

Верно, это кухонные доски и посуда, расписанные под Городцом, а эти грибки-шкатулки из Полхов-Майдана. Вот это жостовские подносы, а это – сияющая синим кобальтом посуда из Гжели. Это – самые древние виды народного промысла. с покон столетий на Руси были народные умельцы, каковые занимались росписью по дереву. И делали все это они своими руками без предварительного рисунка.

Вот такие неординарной красоты шкатулки, чашки, ложки, солонки, хлебницы, ковши расписывали народные умельцы. на данный момент на уроке мы будем говорить только об одном из этих промыслов. Вы выясните, откуда появился старинный промысел хохлома, технологию изготовление изделий этого вида народного творчества, его отличительные особенности.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Послушайте стих:

Алых ягод россыпь.

У красы точеной

По волнам узоров

В данный несказанный

В сказочную песню

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес красивее

Наименование золотая хохлома очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области.

Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая появилась в Нижегородском крае в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало наименование целому промыслу, на данный момент очень известному у нас и за рубежом.

Наровне с классическими ковшами, подставками, братинами и различными по размеру ложками современные мастера изготовляют наборы различного назначения (для соков, мороженого, варенья, салатов и т. д.), декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Все предметы завлекают внимание своей нарядностью и красочностью. Чтобы добиться результата, каждое изделие проходит ряд операций. Вырезанный из липы или березы вручную или выточенный на станке полуфабрикат (форма будущего изделия) покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и другие недостатки, затем опять покрывают маслом и подсушивают до неполного подсыхания. Поверхность, имеющую отлип, натирают алюминиевым порошком, поверх которого делают роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку (закалку) делают в закрытых шкафах-печах при 100–120 °С. Слой олифы получает золотистый оттенок, через который блещет металлизированный фон.

Под пленкой лака все, что было серебряным, получает золотой цвет.

? Посмотрите! Какие конкретно конкретно элементы используют художники в росписи?

Верно, земляничку, малину, смородину, рябинку, травку. Но мастера не копируют растения в точности, а по-своему перерабатывают в декоративный узор.

? А какие конкретно конкретно цвета используют хохломские мастера?

Верно, цветов в хохломской росписи мало. Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок, выдерживающих температурный режим и дающих ясные сочетания с золотом. Их группу составляют красный, чёрный, зеленый, коричневый, желтый цвета. Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, применением одного цвета как главенствующего.

Кроме этого, большие различия в художественном оформлении изделий (и это, пожалуй, главное) достигаются несколькими сложившимися приемами росписи. Ветхий, классический для хохломы прием верхового письма представляет собой роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод.

Разновидностью этого письма имеется травка – написанные чёрным и красным цветом кустики и веточки, пояски, розетки.

Другой прием росписи – под фон. в то время, в то время, когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается броским с небольшой штриховой разделкой.

Вариантом фоновой росписи имеется кудрина. узор которой отличается укрупненным размером, а все ее формы напоминают круглящиеся растительные завитки.

V. Анализ монументов искусства.

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится любой раз импровизированно, вольно. Мастер как бы придумывает его на ходу, руководствуясь лишь своим опытом и теми закономерностями, каковые характеризуют особенности хохломской росписи. В следствии появляются новые мотивы орнамента, основанного на превращении конкретных форм (растения, птицы, рыбы) в декоративный цветовой узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением народного искусства.

VI. Работа над новым материалом.

Преподаватель. Мы на данный момент будем делать несложные приемы росписи – изображать декоративную травку и ягоды.

? В чем состоят особенности хохломского травного узора в сопоставлении с уже известными вам городецкой и Полхов-Майданской росписями?

Упражнение по выполнению хохломской травки.

Самый любимый у художников – это травный узор или травка, которая отдаленно напоминает осоку. Частенько среди травки изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются кудрина: травка преобразовывается в громадные кудри – завитки. Рассмотрим несложные приемы выполнения хохломской травки (см. Приложение 1).

1. Выполним ягодки. Ягодки рисуем по часовой стрелке. Вероятно нарисовать малинку, клубничку, смородинку.

2. Выполним травинку – это узкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки.

3. Выполним кудрину. Кудрина – цветочно-лиственный узор с округлыми широкими страницами, с завитками.

4. Выполним листочек. Листочек – это существенно чаще стилизованный лист смородины.

Из таких элементов вероятно составить узор. Обратите внимание на свободное движение кисти и изящность мазков, на сочетание чёрного, красного, желтого.

Умение делать приемы хохломской травки вы используете при изготовлении и раскрашивании различных изделий и поделок на уроках труда.

Выполните на данный момент и вы такие: травинку, ягодку, листочек, кудрину.

VII. Педагогический рисунок.

Преподаватель растолковывает последовательность выполнения рисунка и показывает на примерах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню узор в полосе. Масляных красок у нас нет, исходя из этого работаем гуашью.

1. Вначале изображаю стебель с громадными завитками. Узор должен быть ритмичным.

2. Пишем самые громадные травинки. Эти штрихи-травинки наносятся легкими движениями, без нажима.

4. Узкой кистью прорабатываем отдельные элементы. Пишем легко, вольно, используя также мелкие удары – чёрные и красные точки. Травный узор (травка) закончен (см. Приложение 2).

VIII. Независимая работа обучающихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок с изображением природы родной земли в орнаментальной композиции.

1. Выставка обучающихся.

Преподаватель. Молодцы, все замечательно нарисовали. Чтобы чуда мы не видели ни в одном из произведений школ народного мастерства. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

? Какую особенность травной росписи вам удалось почувствовать в своей работе?

Верно, узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.

2. Обобщение изученного материала.

? С произведениями какого именно как раз народного декоративно-прикладного искусства вы на данный момент познакомились?

Сколько отрастают ресницы

Верно, мы на данный момент изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров русской культуры, прославленного очень способными руками народных умельцев.

? Почему хохломскую роспись именуют пламенной и золотой?

Верно, пламенной хохлому кличут потому, что окрашенную посуду закаливают в пламене горячей печи и основной цвет росписи красный. Золотой – потому, что по окончании того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают масляными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.

? В чем, по-вашему, состоит красота народного искусства?

Я очень горда тем, что живу на земле, где работают такие отличные мастера золотой хохломы.

Мы можем доверить

Что она – наша мама.

Мы прочно и нежно

Вот такое стих о маме. Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не меркнет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

И какое количество бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе неизменно нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и бросче жизнь.

И в Интернациональный женский дни 8 Марта вы начнёте поздравлять своих мам и бабушек. Послушайте, какое стих Агния Барто посвятила маме.

Все я делаю для мамы:

Для нее играюсь гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для нее, по окончании болезни,

Не купался в речке помимо этого.

Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки…

Только мы на данный момент в разлуке,

Мама в городе Прилуки,

Пятый дни в командировке.

Ну, вначале я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор,

На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полосы,

Там у них одна артистка

Ходит в маминой прическе.

И по сей день целый вечер

Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,

Только он витает где-то,

Говорит: Потерпим малость,

Десять дней еще осталось…

И предположительно, по привычке

Или, быть может, от скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки.

И звучат безрадосно гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

Для ваших родных дам лучшим подарком будет тот, который вы выполните своими руками. на данный момент на уроке вы создадите праздничные узоры для салфетки, очешника или тарелочки.

III. Актуализация знаний обучающихся.

У нас с покон столетий делали мастерицы красивые вышивки на полотенцах, кружева для одежды и постельного белья.

? Кто из вас знаком с богатством русских узоров?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Вышивка. продолжая исторически сложившиеся виды классического мастерства, начинается в России и по сей день. Прославленными центрами народных художественных промыслов являются Рязань, Владимир и Вологда.

Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, в то время, в то время, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как знаков жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

В ходе исторического развития у каждого народа складывался определенный темперамент вышитого узора, необыкновенные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения.

Вышивка не «настойчиво попросила» сложного оборудования: игла, нитки, холст – вот и все, что нужно дабы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Вышивку обширно применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки деятельно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.

Особую ценность мнит крестьянская вышивка, она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в данной вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и по сей день.

Вышивка народов нашей страны весьма разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру применения в быту. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII в. Уже в XVIII в. данный вид художественного ремесла взял широкое развитие. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, стала обстоятельством созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева, все более входившего в быт разных слоев населения. Спрос на кружево был так велик, что его изготовлением стали заниматься не только в городе, но и в сельской местности. Сложился ряд центров кружевного производства как простых народных промыслов, где мастерицы изготовляли кружево на продажу.

Вологодское кружево пользуется большой популярностью как у нас, так и за ее пределами. Для этого центра в прошлом были характерны в основном мерные кружева, а с конца XIX – начала XX в. стали преобладать штучные изделия. По заказу скупщиков мастера делали кружевные подзоры, покрывала, накидки на подушки, и дополнения к костюму – жабо, воротники, душегреи, демонстрируя высокое исполнительское мастерство, талант составления разнообразных узоров, верное соответствие характера кружева его назначению. Так, в интерьерных кружевных изделиях рисунок был массивным с громадными деталями орнамента, широкими каймами, обрамляющими края покрывал и накидок. Для одежды делали более узкие и прекрасные по приемам плетения кружева, это учитывают в своей работе и современные кружевницы Вологды. Вологодское кружево строится из условных растительных мотивов, преобразовывающихся в непрерывный орнамент, в котором узор четко выделяется на фоне прозрачной решетки, образуя ритмические выговоры то равномерно плотного узора, то облегченного. В большей части вологодских кружев используют энергичные движения сплошного узора, включение в него различных технических приемов. В одной скатерти вероятно подметить и прозрачную полотнянку, благодаря которой существенно чаще выполняется вилюшка (извивающаяся линия), и разнообразные сетки, и плотные сновки и др.

Примечание. Сновки – это дополнительные диагональные нити, проложенные поверх сетки, благодаря которым создается паутинообразная база.

В 1950-е годы в кружевном вологодском промысле появляются огромные неповторимые изделия – панно, занавеси, громадные по размеру скатерти. В их орнаментацию не считая растительных мотивов частенько вводят изображения животных, птиц. Кроме этого, создаются тематические панно.

V. Анализ монументов искусства.

посмотреть на эти образцы народной вышивки. Неповторимые художественные особенности имеет рязанская вышивка. Классическая вышивка Рязанской области связана с украшением одежды. Очень броская по цвету, с классическим колоритом, выстроенным на сочетании броских красных, зеленых и золотисто-желтых цветов.

А вот пример вологодской вышивки. В Вологде, как правило, были геометрические вышивки, рядом с которыми довольно часто вероятно встретить условное изображение барса, птицы, людской фигуры, древа жизни. Вышивки помещали в виде широкой полосы на подзорах, концах полотенец, столешницах, женской и мужской одежде. В узоре вышивки неизменно выделяются более громадные мотивы орнамента, около которых группируются в определенном порядке маленькие мотивы и просветы фона.

Столетиями отрабатывались композиционные приемы построения узора, сочетания в одной вещи сложных орнаментальных мотивов и несложных узорных полос. Старинные вышитые подзоры довольно часто украшали сложными многофигурными композициями с изображением барса с поднятой лапой, карет, замков, повозок. На концах полотенец существенно чаще размещали трехчастные фризовые композиции: в центре – женскую фигуру или древо жизни, а по краям – какие-либо другие фигуры.

Необыкновенная вышивка взяла развитие во Владимирской области. Это узкая белая гладь со всевозможными стягами и ажурными дополнениями и броская декоративная вышивка – так именуемые владимирские швы. Посмотрите, эта большая декоративная гладьевая застилистая вышивка красным по белому фону, которую также дополняют всевозможными разделками – сеточками, паучками, звездочками, но без выдерга нитей. Узор вышивки в основном растительного характера.

Показ образцов вышивок.

VI. Работа над новым материалом.

Преподаватель. Посмотрите, как вероятно украсить форму очешника. Вспомните особенности ритма элементов в круге (для тарелочки) и ритма элементов в прямоугольнике (для салфетки).

Узор в другом случае называется орнаментом. Орнамент (лат.) – значит украшение. Большинство предметов быта украшено узорами, орнаментировано.

Художник декоративного искусства никогда не компонует просто узор. Он неизменно учитывает, какое место на предмете узор будет занимать, какую его часть он должен украшать. Художник думает о членениях предмета, о взаимосвязи его частей, не забывает о бытовом назначении вещи, о материале, из которого она сделана.

Говоря о композиции узора, направляться, первым делом, отметить связь композиции с формой вещи. К примеру, в компоновке узора для шкатулки, коробки учитывается созвучие узора на крышке и на боковой поверхности вещи.

В каждой из форм – квадрате, круге, прямоугольнике – смогут быть свои комбинации узора.

Очень принципиально важно контролировать рисунок по построению и сохранению размеров частей, их взаимному положению, сохранению характера узора.

Делая работу в цвете, вы должны грамотно подбирать различные сочетания цвета. Вероятно выбрать:

– контрастное сочетание двух цветов;

– контрастное сочетание трех цветов (подбирается с учетом различной светлоты цвета);

– сочетание двух цветов одной тональности и третьего – контрастного;

Сколько отрастают ресницы

– сочетание трех-четырех цветов (с введением серого).

Необходимо сочетание цветов подобрать на палитре (отдельном листке) предварительно.

Объяснение иллюстрирую показом народных узоров.

VII. Педагогический рисунок.

Преподаватель. Я выполню эскиз узора для салфетки прямоугольной формы, приближенной к квадрату. Значит, композиция будет замкнутая (см. Приложение 1). Вероятно по-разному размещать узор в квадрате:

1. Каймовое решение. Рисунок выполняется вдоль сторон квадрата. Кайма вероятно широкой или узкой или складываться из нескольких различных полос.

2. Вероятно разместить элементы в центре и по кайме квадрата. Наровне с этим центр квадрата, как правило, оформляется маленьким геометрическим, цветочным или тематическим рисунком.

3. Громадное значение имеют углы и центр в квадрате, и я выбираю именно такую композицию. Учитываю симметричное построение элементов узора в углах по диагоналям квадрата, служащим осями симметрии.

4. Выговор на оформление одного угла симметричным или ассиметричным мотивом. другое пространство заполняется маленьким рисунком.

Посмотрите примерные схемы композиций узора в квадрате. Композицию узора вероятно составить на базе одной из схем, продемонстрированных на доске. Но мне хочется, чтобы вы продемонстрировали творческую фантазию и, отойдя от схем, продемонстрированных на доске, обогатили их, сохраняя композиционную цельность узора.

Последовательность выполнения эскиза узора для салфетки (см. Приложение 2).

1. Намечаю положение квадрата на плоскости страницы. Делаю это так, чтобы и справа и слева было однообразное расстояние. Снизу и сверху квадрата кроме этого стараюсь выдержать однообразное расстояние.

2. Я выбрала следующую композицию – в центре салфетки будет изображен большой цветок, а в каждом из четырех углов – маленькие цветы такой же формы и цвета. Кроме этого, по углам будут расположены листики. Цветы намечаю в кругах, исходя из этого выполню в центре и углах салфетки круги. Листья похожи на треугольники, исходя из этого и нарисую вначале однообразные треугольники с каждой стороны небольшого цветка.

3. Прорисую все цветы и листья. Цветы похожи на ромашки, а листья на сердечко.

4. Выполню работу в цвете. Вы должны сходу узнать неспециализированную цветовую гамму теплых или холодных цветов в узоре, цветов насыщенных и менее броских. Цвета для раскраски узора ограничиваются тремя-четырьмя, включая цвет фона.

В основном салфетки украшают орнаментом из растительных форм. Но эти цветы и листья необходимо в обязательном порядке стилизовать – сделать декоративными.

У меня салфетка будет теплого колорита, исходя из этого фон равномерно заливаю светло-желтым цветом. По окончании полного подсыхания делаю цветы оранжевым цветом, а для листочков на палитре составляю сложный цвет из равных частей желтой и светло-зеленой краски. В итоге для листочков оказалась зеленая краска теплого оттенка. Узкой кистью выполню обводку всех элементов коричневым цветом. Этим же цветом, потому, что его меньше всего в работе, делаю кружевной край салфетки в виде полукруглых фистонов.

VIII. Независимая работа обучающихся.

Задание. Выполните самостоятельно эскиз салфетки или очешника, по которому позднее сделаете вышивку.

1. Выставка обучающихся.

Преподаватель. Продемонстрируйте свои салфетки. У … (фамилия, имя ученика) эскизы салфеток отличаются увлекательной композицией, красивым подбором цветовой гаммы, декоративностью и оригинальностью.

2. Обобщение изученного материала.

? Каково цветовое разнообразие и ясность узоров в цветочных мотивах вышивок и кружев Рязани, Владимира и Вологды?

Любовь к броскому цвету и растительным формам имеется изюминкой русского народного искусства.

В то время, в то время, когда вы начнёте дарить маме свой презент, в обязательном порядке подготовьте слова о вашей к ней любви. Я прочту стих о том, как вероятно вам подготавливаться к этому празднику.

Урок 24
Рисование по памяти и представлению.
Домашние животные
(карандаш)

Цели: ознакомить с монументами искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; несложные плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; пример педагогического рисунка Домашние животные (карандаш).

Литературный ряд: стих А. Блока Зайчик, загадки.

I. Организация класса.

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Преподаватель. на данный момент мы будем говорить о животных. И это не просто так: животные неизменно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как имеется начнет – песенку поет?

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

? А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Преподаватель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

? Каких еще домашних животных вы понимаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

? Почему их именуют домашними животными?

Их именуют домашними, по причине того, что они живут рядом с человеком и приносят ему огромную пользу. Мы получаем от них такие нужные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Не легко перечислить все, что дают нам домашние животные. Исходя из этого люди круглый год заботятся о них. Люди защищают домашних животных и заготавливают для них корма.

? А где держат животных?

Домашних животных держат в особенных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

? А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки защищают дом, а кошки ловят мышей. Исходя из этого об этих животных необходимо также заботиться: кормить, чистить, а псов еще мыть и выводить на прогулку.

? А где вероятно гулять с собакой?

Верно, с собакой гуляют в намерено отведенных для их выгула местах.

? У кого из вас имеется собака или кошка?

? Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Большое количество принесла она хороша и пользы людям. Известны случаи, в то время, в то время, когда собака выручала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы понимаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. на данный момент и жизнь домашних животных фактически ничем не отличается от того, как они жили зимний период. Домашние животные равно как и прежде находятся в помещениях, и люди продолжают заботиться за ними так же, как это делали зимний период. По мере того как делается все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не ожидая появления травы, на выгулы создают домашних птиц. В то время, когда земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошедшем сезоне, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Быть может, вы уже видели, как животные трутся о заборы, деревья и оставляют на них шерсть. Частенько на данный момент на коровах, лошадях вероятно подметить птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз в течении линьки не выбрасывают. Люди обучились разводить особенных пуховых коз. в течении весенней линьки вычесывают шерсть козы особенными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз так легка и пушиста, что ее так и назвали – козий пух. От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень утепленные платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Преподаватель. Имеется художники, у которых звери и птицы – главные герои картин и картин.

? Как кличут таких художников?

Верно. Их именуют анималистами. Происходит слово от латинского animal, что свидетельствует животное.

Животный мир всегда разнообразен и красочен. Как ярко, к примеру, окрашены перья многих птиц, как разноцветно блещут крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то – они не станут. Анималисту приходится усердно подмечать и изучать их повадки, темперамент.

Люди изображали животных еще с ветшайших времен. Многие животные считались в Ветхом Египте священными. У статуй всевышних иногда были зеленые головы. Так, у всевышнего Анибуса, покровителя погибших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор вероятно подметить статуи сфинксов – львов с людскими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скyльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Красивые картины к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играются проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка. Художник придал своим героям-животным черты, характерные людям.

Перед вами картины животных, сделанные русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон без звучно замечают деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие забавные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты делали свои работы в графике. Слово графика происходит от греческого grapho – пишу, рисую. Картины, сделанные карандашом и тушью, картины, плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – неизменно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным картинам. Картины художников в книгах – книжная графика. Если же рисунок или картина не иллюстрация, а независимое произведение – это станковая графика.

К тому же имеется прикладная графика. В то время, в то время, когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на каковые многие из вас, быть может, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это кроме этого рисовали художники. Все это и имеется прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

посмотреть на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое строение человека и животных имеет много неспециализированного: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

? Какие конкретно конкретно пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов несложные плоские фигуры животных – псов, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

? О ком эта тайная?

Стремительный прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта тайная о кролике.

? А эта тайная про кого?

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это тайная о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

? А в чем у них отличие?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, существенно чаще около озер, где растут сочные растения. Кроме этого, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимний период они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

? А кролику необходимо поменять цвет меха?

Верно, не требуется, потому, что его защищает и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и как словно бы бы растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, к тому же и филин, и орлы. Вправду, со взрослым зайцем не всегда легко совладать. Он может сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с продолжительными когтями.

Зайца частенько именуют трусишкой. Это не правильно. Так как трус от страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, к примеру, заяц удирает от гончих псов. Несется он продолжительными прыжками, стелет по земле, прижав к спине свои продолжительные уши, а собаки с диким лаем торопятся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А позднее огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и нормально замечает, как свирепые псы разгадывают его лесную тайную. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря косые – он видит ими не только вперед и в стороны, но помимо этого мало назад. Уши кроме этого во все стороны поворачиваются – не требуется понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

Всю капусту сняли,

Бедный зайчик прыгает

Около мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

На небо косится –

Только б потеплее,

Только бы посуше…

По воде ступать.

VII. Педагогический рисунок.

Преподаватель растолковывает последовательность выполнения рисунка и показывает на примерах.

– Фигуры животных мы рассмотрели, и я их убираю (см. Приложение).

1. Вначале определяем композиционное размещение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и совсем определяю основное пространственное движение туловища кролика. на данный момент уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на продолжительные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. на данный момент прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Независимая работа обучающихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

1. Выставка обучающихся.

Преподаватель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что тут грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

? С творчеством каких художников вы на данный момент познакомились?

Верно, вы рассматривали репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова.

Урок 25
Рисование по памяти и представлению.
Домашние животные
(гуашь)

Цели: ознакомить с монументами искусства; закрепить понятие графика, сущность светотени и передачу при помощи нее объема; развивать умения анализировать цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к животному миру, аккуратность.

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова; пример педагогического рисунка Домашние животные (гуашь).

Сколько отрастают ресницы

Литературный ряд: стих В. Зубихина Зайкина шуба.

I. Организация класса.

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Преподаватель. На прошлом уроке вы делали в карандаше рисунок домашнего животного, а на данный момент продолжим его в цвете.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Преподаватель. Я рисовала на прошлом уроке кролика. Вот послушайте такое стих:

На опушке, около дуба,

Шил себе зайчишка шубу.

Нитки прял паук на елке.

Ежик дал ему иголки.

Вышла шуба – глянуть любо!

Пляшет зайка у березы:

Не страшны ему морозы!

? А вы нашли в книгах или сами, быть может, придумали стихотворения о своих нарисованных героях?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. На прошлом уроке мы с вами также говорили об увлекательном виде изобразительного искусства.

? Как он называется?

Верно, графика. К графике, первым делом, относятся те произведения, в которых изображение создается при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом – карандашом или пером и без того позже. Рисунок наровне с этим может выполняться на листе бумаги карандашом, резцом на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображение позднее оттискивается на бумажный лист.

Особенно частенько нам приходится видеться с так называемой печатной графикой. Это плакаты, театральные афиши, почтовые марки. Художники делают оригиналы этих произведений, а затем их размножают типографским способом – печатают. Отличное свойство печатной графики – массовость – делает ее важным средством агитации. Одним из распространенных видов графического рисунка имеется книжная иллюстрация. а иллюстрирование детской книги – одна из самых сложных его областей. В то время, в то время, когда вы делаете иллюстрацию к литературному произведению, то показываете, как хорошо вы его понимаете, а иногда и уникально это осмысливаете. Так как многие из вас не просто воспроизводят в своих картинах отдельные эпизоды, сцены из любимых книг или образы полюбившихся им героев, а начинают деятельно домысливать возможное развитие сюжета, высказывать свое, подчас очень живое, взволнованное отношение к содержанию читаемой книги, к ее героям.

Перед вами картины животных, сделанные известными русскими художниками.

? Выясните, какие конкретно конкретно из них выполнены В. А. Серовым и какие конкретно конкретно В. А. Ватагиным.

Верно, вы хорошо запомнили творческие особенности выполнения картин этих художников.

Перед художниками неизменно поднимается задача образного решения анималистического рисунка. Если внимательно приглядеться к каждому животному, то легко вероятно подметить в нем определенный уже готовый образ. Бешенство, кошмар, бешенство, материнская ласка, любопытство, растерянность легко прослеживаются в поведении многих зверей и птиц, у мартышек.

Отличный художник-анималист В. А. Ватагин, говоря о создании образа в анималистическом искусстве, пишет: Не считая внешней стороны, я неизменно искал в этюде и старался выразить темперамент, присущий данному зверю или птице, передать его индивидуальность, его эмоциональное состояние, в итоге, создать портрет животного, именно портрет как персональный образ, насыщенный эмоциональным содержанием. Любой, кто подмечал животных, имел с ними дело, кто с хорошим вниманием относится к ним, тот знает, как разнообразны и сложны их переживания, как разнообразны их эмоции, как ясны их эмоции эйфории или огорчения, ласки или обиды, злобы, тоски или самоотверженного эмоции материнства. Ватагин сам стремился воплотить свои слова в реальность, находя в самой жизни, натуре выражение нежности, сосредоточенности, степенности, суровости, тоски.

V. Работа над новым материалом.

? А почему художникам-анималистам так не легко делать картины?

Верно, рисование живых животных с натуры представляет собой много сложностей. Во-первых, в наше время в городе животные в основном находятся в зоопарке (причем в мегаполисах), что очень некомфортно с позиций учебного рисования.

Во-вторых, животные очень подвижны и их не легко, подчас невозможно, изображать с одной, фиксированной точки зрения. Исходя из этого и В. Серов, и В. Ватагин как правило ограничивались, как и все анималисты, выполнением стремительных набросков и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, домашних животных. А выполнение же продолжительных работ ведется как правило с чучел животных.

В любом случае, ведется ли рисунок с живого животного или с его чучела, необходимо знать хотя бы основное его анатомо-конструктивное строение, другими словами строение скелета и размещение мускулатуры.

Изображение по памяти и представлению животных в цвете.

Рассмотрим животных, нарисованных вами на прошлом уроке.

? Какие конкретно конкретно ошибки в передаче пропорций вы совершили?

? Какие конкретно конкретно позы наиболее характерны для изображенных животных?

Художники в зависимости от задач, характера формы животного, его шерстяного покрова и оперения выбирают не только определенную изобразительную технику, но и способ выполнения стремительного рисунка.

В искусстве употребляются обширно следующие способы стремительного рисования:

– линиями с одновременной проработкой наброска штрихами;

– выполнение наброска с применением элементов схемы построения;

– выполнение наброска тоном, пятном.

VI. Анализ цветовой окраски кролика.

? Каков кролик по цвету?

? А какие конкретно конкретно еще цвета вероятно взять для выполнения кролика в цвете?

? Как при помощи цвета передать количество животного?

VII. Педагогический рисунок.

Преподаватель растолковывает последовательность выполнения рисунка и показывает на примерах (см. Приложение).

1. Цветовая проработка рисунка начинается с нанесения неспециализированного цвета животного. Вследствие того что мы изображаем животных без фона, направляться найти палитре красочную смесь, которая была бы такой же, как и цвет животного. Легким прозрачным красочным слоем, вливая цвет в цвет по сырому, закрашиваю целый силуэт кролика с расчетом на грядущие прописки.

2. Делаю цветом участки, каковые находятся в тени (собственную тень, полутень). Обращаю особое внимание на окраску таких частей тела, как спина, подбрюшье, грудь, голова, конечности, хвост.

3. на данный момент необходимо усилить цвет, уточнить и конкретизировать цветом форму и количество отдельных участков фигуры животного, изгибы и повороты шеи, спины. Наровне с этим продолжаю уточнять форму тела и цвет окраски волосяного покрова животного. Лепку формы цветом делаю с применением мазка по форме. Такая техника живописи придаст работе энергичность и ясность.

4. Большое внимание уделяется передаче фактуры шерстяного покрова животного, оперения животного, их направлению и распределению. Для этого отдельными мазками узкой кистью передаю направление шерсти на отдельных участках животного, стараюсь при помощи мазков передать мягкость и пушистость кролика. Рисунок закончен.

VIII. Независимая работа обучающихся.

Задание. Делая в цвете самостоятельно рисунок вашего домашнего животного, постарайтесь передать через подбор красок и темперамент мазка образ вашего любимца. Помните: чтобы обучиться создавать убедительные образы птиц, животных, хищников и травоядных представителей животного мира с яркой или покровительственной окраской оперения и волосяного покрова, в движении или состоянии самообладания, нужно, первым делом, проникнуться чувством любви к этим необыкновенным созданиям природы, восхититься ими.

1. Выставка обучающихся.

Преподаватель. На доске представлены лучшие работы. Эти картины отличаются тем, что тут убедительно переданы образы домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

? Какой вид изобразительного искусства именуют графикой?

К графике относятся те произведения, в которых изображение создается при помощи линии. Она остается карандашом на листе бумаги или резцом на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображение позднее оттискивается на бумажный лист.

Урок 26
Иллюстрирование стихотворения
Н. А. Некрасова Дедушка Мазай и зайцы
(карандаш)

Цели: ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к весенней природе.

Изобразительный ряд: репродукция картины И. И. Левитана Март; пример педагогического рисунка Забота человека о животных (карандаш).

Литературный ряд: стихотворения – Н. А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы (отрывок), Л. Мазурина Зима.

Музыкальный ряд: песня Проводы зимы (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса Подснежник из музыкального цикла П. Чайковского Времена года.

I. Организация класса.

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Преподаватель. Послушайте стих:

На дворе зима в далеком прошлом.

Все в снегу. Холодно!

На карнизах домов

Ходишь, ходишь не найдёшь

Урок 27
Иллюстрирование стихотворения
Н. А. Некрасова Дедушка Мазай и зайцы
(акварель)

Цели: ознакомить с произведением изобразительного искусства; закрепить понятия пейзаж, учить различать утепленные и холодные цвета; развивать чувство цвета, мочь подбирать гармоничные цвета; воспитывать любовь к весенней природе.

Изобразительный ряд: репродукция картины К. Юона Мартовское солнце; пример педагогического рисунка Забота человека о животных (акварель).

Музыкальный ряд: песня Проводы зимы (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса Подснежник из музыкального цикла П. Чайковского Времена года.

I. Организация класса.

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Преподаватель. на данный момент мы продолжим работу над композицией, посвященной стихотворению Н. А. Некрасова Дедушка Мазай и зайцы. Выполним ее акварелью.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Преподаватель. Громадное место на данный момент в наших работах занимает пейзаж.

? Что такое пейзаж?

Верно, изображение природы. И фактически в любое время пейзажи помогали лишь фоном для какого-нибудь портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, где природа стала их главным содержанием.

Создали данный жанр голландские живописцы. Голландия находится на побережье Северного моря, на равнине, расположенной ниже уровня моря. И если бы не система плотин, она погрузилась бы в морскую пучину. Борьба со стихией научила голландцев ценить и обожать свою небольшую, но прекрасную страну. И голландские художники первыми стали писать картины, на которых была изображена их земля. Вот песчаные дюны на морском берегу, луга с пасущимися стадами, дороги, ветряные мельницы у реки. И все это художники передавали с проникновенной нежностью, как бы создавая портрет родной природы. Пейзажная живопись очень разнообразна. Имеется пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а имеется такие, каковые создала фантазия человека. Имеется пейзажи, в которых художники сумели очень тонко обрисовать состояние природы.

IV. Анализ монументов искусства.

Такой работой имеется картина нашего русского художника Константина Федоровича Юона (1875–1958) Мартовское солнце.

Образы природы занимают преобладающее место в творчестве К. Ф. Юона. Одним из популярных его пейзажей имеется Мартовское солнце. Это огромное полотно. Посмотрите, как художник изобразил небо. Это пронзительная, какая-то звенящая синева.

? А как изобразил Юон снег?

На снегу, покрытом коркой наста и чуть розовом в лучах утреннего солнца, лежат продолжительные голубой -сиреневые тени. Деревья как как будто бы бы тянут свои ветви к весеннему небу. Трепетны тоненькие веточки березы. Мальчишки скачут на конях, собака бежит следом за ярко-рыжей в белых пятнах лошадью.

? Какие конкретно конкретно два жанра переплелись в произведении Юона?

Верно, в работе Мартовское солнце переплелись элементы пейзажа и бытового жанра. И мы на данный момент будем делать в цвете подобную работу. Так как деда Мазая с зайцами все рисовали на фоне пейзажа весенней природы.

V. Вводная беседа.

Слово учителя. Нам предстоит при помощи мелкого количества красок передать всю красоту родной природы сейчас. Для этого мы будем смешивать цвета и получать дополнительные оттенки. Но нельзя сосчитать, сколько оттенков имеется у каждого цвета. Не разрещаеться, по причине того, что мир, который лежит перед нами, полон красок. Любой цвет имеет много оттенков. Нужно обучиться внимательно замечать около себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.

? Вы все понимаете, что огурец зеленый, помидор красный, а снег?

Верно, белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими же красками? И да и нет. Зеленый огурец в прекрасном произведении может оказаться фактически красным – к примеру, в лучах заходящего солнца. Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.

Кроме этого, все цвета условно делят на утепленные и холодные. К теплым относятся желтовато-красные цвета, а к холодным – голубой -голубые.

? В чем различие холодных и теплых цветов?

Свое наименование утепленные и холодные эти группы цветов взяли по причине того, что одни похожи на цвета солнца и огня, а другие – на небо, воду и лед. Фиолетовые и зеленые цвета занимают промежуточное положение. В разных случаях, в зависимости от сочетаний, эти цвета смогут быть отнесены то к теплым, то к холодным. Вместе с тем любому цвету вероятно придать более холодный или более теплый оттенок. Все зависит от того, какую краску в него добавить. Смешивая краски, художник получает разные цвета. Так, голубой и красная краски дадут фиолетовый или лиловый цвет, смотря по тому, какой краски больше.

? голубой и желтая составят какой цвет?

? А желтый и красный какой дадут цвет?

VI. Работа над новым материалом.

Упражнение по цветоведению.

Преподаватель. Смешайте разные краски и подберите основные цвета одежды деда Мазая, зайцев, лодки.

Посмотрите, какую цветовую гамму выбрала я. Так как в рисунке будет нарисовано много воды, значит, много по площади будет занимать голубой и голубой цвета.

? А какие конкретно конкретно цвета к нему подойдут?

Верно, замечательно с голубым и синим сочетается бежевый, охристый и коричневый цвета.

на данный момент и вы подберите свою цветовую гамму.

VII. Педагогический рисунок.

Преподаватель растолковывает последовательность выполнения рисунка и показывает на примерах (см. Приложение).

– Помните: в течении работы цветом над рисунком употребляются приемы переход цвета в цвет, вливание цвета в цвет.

1. Заливаю небо голубым цветом, наровне с этим чем ближе линия горизонта, тем более светлую, фактически прозрачную краску я использую. Еще более светлую краску я беру для выполнения воды. Мазки для передачи водной поверхности кладу с добавлением воды большое количество.

2. на данный момент подбираю цвет охры для лодки и более насыщенный, ближе к коричневому, для дальнего берега.

3. Для одежды деда Мазая также выбираю цвета в данной гамме – коричневый, с добавлением голубой . У зайцев шерсть делаю коричневым цветом, но с дополнительным оттенком – желтым.

4. Шепетильно прорисовываю деревья. Необходимо передать количество – чем ближе контур дерева, тем чернее цвет – и наровне с этим не затемнить их светлую поверхность. Прорисовывая тёмные пятна на березах, не делайте их черным цветом, возьмите для этого коричневый цвет. Данный же коричневый цвет использую и для уточнения фигуры деда Мазая и зайцев. Узкой кистью делаю дорисовку маленьких деталей – глаз, тоненьких веточек и травы на переднем плане. Рисунок закончен.

VIII. Независимая работа обучающихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок в цвете, подобрав цветовую гамму. Вам окажет помощь музыкальное сопровождение.

? Кто запомнил, как назывались музыкальные произведения, под сопровождение которых вы рисовали на прошлом уроке?

Верно, вы трудились под песню Проводы зимы (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьесу Подснежник из музыкального цикла П. Чайковского Времена года.

1. Выставка обучающихся.

Преподаватель. Посмотрите, какие конкретно конкретно отличные картины у вас оказались. Искренность, доброта, любовь к природе в различных ее состояниях, ясность характерны для ваших работ. Многие картины отличаются неповторимыми композициями, работы выделяются тем, что в них вы пробовали передать свое отношение к изображаемому фрагменту стихотворения. По вашим работам видно, как вы любите животных и переживаете за них.

2. Обобщение изученного материала.

? С творчеством какого именно как раз художника вы на данный момент познакомились?

? Какие конкретно конкретно отличительные показатели присущи пейзажу как жанру изобразительного искусства?